Понятие культуры формы и разновидности. Виды культуры обществознание

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Культура является важнейшим элементом, определяющим сферу духовной жизни. Несмотря на то что мы уже знакомы с этим понятием, нам предстоит еще глубже проникнуть в его смысл. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Где начинается культура?»

На поверхности лежит соображение, что искать ее надо там, где заканчивается природа и начинается человек - существо мыслящее и творческое. Например, муравьи, возводя сложнейшие постройки, не создают культуру. Они миллионы лет воспроизводят одну и ту же программу, заложенную в них природой. Человек же в своей деятельности постоянно создает новое, преобразуя и себя, и природу. Уже обтесав камень и привязав его к палке, он создал нечто новое, а именно предмет культуры, т. е. то, чего в природе до того не существовало. Таким образом становится понятно, что в основе культуры лежит преобразовательная, творческая деятельность человека по отношению к природе.

Сам термин «культура» изначально в латинском языке означал «возделывание, обработка почвы», т. е. уже тогда в нем подразумевалось внесение изменений в природу под воздействием человека. В значении, близком к современному пониманию, это слово впервые употребил в I в. до н. э. римский философ и оратор Цицерон. Но лишь только в XVII в. оно начало широко использоваться в самостоятельном значении, подразумевая все, что изобретено человеком, С тех пор даны тысячи определений культуры, но единого и общепринятого все еще нет и, по всей видимости, никогда не будет. В самом общем виде его можно представить следующим образом: культура - это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты. Она является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

С другой, более узкой точки зрения культуру можно представить как особую сферу жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности. В этом виде понимание культуры очень близко к определению духовной сферы жизни общества. Зачастую эти понятия с легкостью заменяют друг друга и изучаются как единое целое.

Изучением культуры в первую очередь занимается наука культурология- Но вместе с этим различные явления и аспекты культурной жизни являются предметом изучения и многих других наук - истории и социологии, этнографии и лингвистики, археологии и эстетики, этики и искусствоведения и т. д.

Культура - явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры - процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций, а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства. Традиции - стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

Человеческое общество творческими усилиями своих лучших представителей непрестанно создает новые образцы, которые укореняются в жизни людей, становясь традициями, залогом целостности человеческой культуры. Но культура не может останавливаться. Как только она замирает, начинается процесс ее деградации и вырождения. Традиции становятся стереотипами и шаблонами, бездумно воспроизводящимися по той простой причине, что «так было всегда». Такое развитие культуры неизменно ведет в тупик. Бесперспективным оказывается и полное отрицание всех предыдущих достижений. Желание все разрушить до основания, а затем возвести нечто новое заканчивается, как правило, бессмысленным погромом, после которого с большим трудом приходится восстанавливать остатки разрушенного. Новаторство дает положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчет все предыдущие достижения и строит новое на их основе. Но и этот процесс далеко не безболезнен. Вспомните хотя бы французских художников-импрессионистов. Сколько им пришлось выслушать насмешек и ругани, порицаний официальной художественной критики и издевательств! Однако прошло время, и их полотна вошли в сокровищницу мировой культуры, стали образцом для подражания, т. е. влились в культурную традицию.

В социологии культура рассматривается как сложное образование, которое можно структурировать по самым различным основаниям. Существенной представляется классификация культуры по происхождению (генезису), характеру и уровню развития, позволяющая выделить три ее формы: элитарную, народную и массовую.

Элитарная, или высокая культура включает классическую музыку, высокохудожественную литературу и поэзию, изящные искусства и т.д. Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, жи­вописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства. В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы и т.д.), но и те, кто высоко ценит искусст­во и получает от общения с ним эстетическое наслаждение. По мере повышения уровня образования насе­ления круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авто­ров. В ее состав входят самые разнообразные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое - все, что принято называть фольклором. Можно выделить две харак­терные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демо­кратичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие. Народную культуру может отличать высокий художественный уровень.

Массовая культура возникает в XX в. в условиях коммерсализации искусства и развития новых техно­логий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в от­влеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкаль­ные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.

В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса. Она модифици­руется с учетом специфических характеристик различных социальных групп, становится более технически совершенной, изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня все чаще приме­няется механизм статусного потребления, когда приобретение той или иной вещи диктуется в первую оче­редь соображениями престижности.

Наряду с отмеченными формами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепринятой сис­темы культурных норм и ценностей не может нормально функционировать ни одно общество.

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систе­му ценностей и норм

поведения в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности, географической среды обитания и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием «субкультура», с помощью которого социологи выделяют локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общест­ва.

Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предпола­гает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные и др.

В настоящее время российские социологи уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная ак­тивность молодежи зависит от ряда факторов:

    уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ, она за­метно выше, чем у студентов вузов);

    от возраста (пик активности - 16-17 лет, к 21-22 годам она существенно понижается);

    места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформиро­ваться в контр культуру. Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится по отношению к ней в состоянии откры­того конфликта. Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в конце 60-х гг. XX в.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей, норм, образцов поведения: дописьменные письменные

В зависимости от особенностей сфер общества и видов деятельности: экономическая, политическая, профессиональная, художественная, городская, сельская и т. д.

Таким образом, если с помощью субкультуры индивид может разными путями воспринять и реализо­вать базисные ценности общества, то контркультура означает неприятие этих ценностей и поиск альтерна­тивных форм жизни.

Пользовательский поиск

ЕГЭ

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

ОГЭ

Сфера духовной культуры и ее особенности

Каталог материалов

Лекции Схемы и таблицы Видеоматериалы Проверь себя!
Лекции

Значения понятия «культура».

Культура - (от латинского глагола colo), который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Позднее появилось и другое значение – совершенствовать, почитать. Цицерон стал автором метафоры cultura animi, т.е. «культура (совершенствование) души», «духовная культура».
В современном языке понятие культура употребляется в:
Широком смысле - совокупность видов и результатов преобразовательной деятельности человека и общества, передаваемых из поколения в поколение при помощи языковых и неязыковых знаковых систем, а также путём обучения и подражания
Узком смысле - сфера жизни общества, где сконцентрированы духовные усилия человечества, достижения разума, проявления чувств и творческой активности
Поскольку культура это - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития. , то для здорового общественного и личностного развития необходимо, чтобы была сформирована определенная культурная среда, которая будет включать в себя ряд элементов:
Культура труда - умение человека проявить свои творческие способности с максимальной эффективностью в организации и реализации своей трудовой профессиональной деятельности.
Культура быта - совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере бытовых отношений.
Культура общения - гуманное отношение человека к человеку, включающее соблюдение норм вежливости, условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.п. Важными элементами этой культуры являются тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия своих поступков, проявление точности и обязательности.
Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят свое внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.
Культура образования - способность человека организовать процесс образования и самообразования для получения знаний и умений различными способами.
Культура мышления - способность индивидуального мышления к саморазвитию и умение выходить за пределы сложившихся у индивида форм и канонов мышления.
Культура речи и языка - уровень речевого развития, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение владеть смысловыми оттенками различных понятий, использование большого словарного запаса, эмоциональность и стройность речи, владение яркими образами, убедительность.
Культура чувств - степень эмоциональной одухотворенности человека, его умение чувствовать и улавливать чувства других людей, тактичное отношение к своим и чужим чувствам.
Культура питания - осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, выделение необходимой пищи для жизни и здоровья, понимание необходимости здорового питания и умение организовать свое питание.

Формы и разновидности культуры.

Критерии классификации
1. По характеру удовлетворяемых потребностей: - Различают материальную и духовную культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.
Материальная - всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство
Духовная - совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение)
2. По связи с религией: - религиозная и светская;
3. По региональному признаку: - культура Востока и Запада;
4. По национальному признаку: - русская, французская и т.д.;
5. По принадлежности к историческому типу общества: - культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
6. По связи с территорией: - сельская и городская культура;
7. По сфере общества или виду деятельности: - культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
8. По уровню мастерства и типу аудитории: - элитарная (высокая), народная, массовая
Элитарная культура - (от франц. elite – лучшее, избранное) – явление, противопоставляемое массовой культуре. Создаётся в расчёте на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Пруст, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Бергман, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Под элитарной культурой долгое время понимали культуру духовной элиты общества (люди с высоким уровнем интеллекта и культурных запросов). Считалось, что эти культурные ценности недоступны для постижения большинством населения. С середины XX в. элитарную культуру определяют как творческую, т.е. ту часть культуры, в которой создаются новые культурные ценности. Из этих создаваемых культурных ценностей достигают общественного признания только 1/3. С этой точки зрения элитарная культура – это высшая и главная часть культуры, которая определяет её развитие.
Признаки элитарной культуры:
1) высокий уровень (сложность содержания);
2) получение коммерческой выгоды не является непременной целью;
3) подготовленность аудитории к восприятию;
4) узкий круг создателей и аудитории;
5) узкий круг создателей и аудитории;
Массовая культура (поп-культура) - ориентируется прежде всего на коммерческий успех и массовый спрос. Она удовлетворяет непритязательные вкусы народных масс, а ее продуктами являются шлягеры, жизнь которых зачастую очень коротка.
Признаки массовой культуры:
1) общедоступность;
2) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей);
3) серийность, тиражируемость;
4) пассивность восприятия;
5) коммерческий характер.
«Экранная культура» - складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Народная культура - наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на два вида – популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная его прошлое.
Народная, или национальная, культура предполагает отсутствие персонифицированного авторства, создается всем народом. К ней относятся мифы, легенды, танцы, сказания, эпос, сказки, песни, пословицы, поговорки, символы, ритуалы, обряды и каноны.
Субкультура и контркультура
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. В в любом обществе существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и особенностями поведения.
Контркультура - 1) субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте, стремится вытеснить её; 2) система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, йиппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» - авангард.

Взаимодействие культур

Диалог культур - 1) преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; 2) то же, что аккультурация.
Аккультурация - (англ. acculturation, от лат. ad – к, и cultura – образование, развитие) – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.
культурный контакт - предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур. Культурный контакт является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Процесс взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности культурного контакта.
Культурная диффузия - (от латинского diffusio – распространение, растекание, рассеивание) – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.
Глобализация культуры - ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет 1) позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и 2) негативные стороны. Чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение перенимает друг у друга моду, привычки, пристрастия, обычаи, в результате чего они становятся похожими, a часто просто безликими. Возможность утраты культурной самобытности кроется в нарастающей угрозе ассимиляции – поглощении малой культуры со стороны более крупной, растворении культурных особенностей национального меньшинства в культуре большой нации, забвении отеческой культуры при массовой эмиграции в другую страну и получении там гражданства.

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых , культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека . Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.
Во-вторых , важна нормативная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.
С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.
Важна также, особенно в современном обществе, развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.
Еще один подход к классификации функций культуры представлен в таблице "Основные функции культуры"

По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру . Первая форма по характерным признакам творцов подразделяется на народную и элитарную культуру. Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. н. Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д.

Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Массовая культура усредняет духовное развитие людей.

Субкультура — это культура какой-либо социальной группы: конфессиональная, профессиональная, корпоративная и т. п. Она, как правило, не отрицает общечеловеческой культуры, но имеет специфические особенности. Признаками субкультуры становятся особые правила поведения, язык, символика. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т. д.

Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества. Но эта часть имеет возможность навязывать их всему обществу либо в силу тою, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмом принуждения. Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Склонность оценивать культуру своей нации как хорошую и правильную, а другую культуру — как странную и даже аморальную получила название «этноцентризм ». Многие общества этноцентричны. С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Однако этноцентризм может быть источником межкультурных конфликтов. Крайние формы проявления этноцентризма представляют собой национализм. Противоположностью выступает культурный релятивизм.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью , либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства ”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры.В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки . Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью , чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Субкультура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной . Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Культура в России

Состояние духовной жизни современной России можно охарактеризовать как переходное от отстаивания ценностей, связанных с попытками построения коммунистического общества, к поиску нового смысла общественного развития. Мы вышли на очередной виток исторического спора между западниками и славянофилами.

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие обусловлено особенностями национальных культур. Уникальность духовной жизни России заключается в многообразии культурных традиций, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов и т. д., что связано со спецификой культурного наследия разных народов.

В настоящее время в духовной жизни нашей страны наблюдаются противоречивые тенденции . С одной стороны, взаимное проникновение различных культур способствует межнациональному пониманию и сотрудничеству, с другой — развитие национальных культур сопровождается межэтническими конфликтами. Последнее обстоятельство требует взвешенного, терпимого отношения к культуре других общностей.