Почему мы носим крестик. Вопросы священнику. Происхождение и символика нательного креста

До сорока пяти лет я прожила в прекрасном солнечном крае, название которому - Таджикистан, среди очень красивых добрых людей.

Много путешествовала по кишлакам, поселкам, маленьким и большим городам и всегда восхищалась природой, жилищами, обычаями, которым затем старалась следовать.

В нашей русской семье считали, что нужно обязательно знать обычаи и традиции народа, среди которого живешь, говорить на его языке, изучить его культуру и искусство.

Отец и мать приехали молодыми специалистами в Таджикистан в середине тридцатых годов, да так и остались там навсегда. Я знала с самого детства, что таджики любили моего веселого и умного отца и умнейшую, строгую мать, и старалась быть на них похожей.

В нашем доме всегда был интернациональный круг друзей, куда входили таджики, русские, украинцы, узбеки, евреи.

И хотя мой отец был влюблен (как историк) в историю Франции, он прививал мне интерес (который затем и перерос в настоящую «любовь на всю жизнь») к таджикской земле и людям, которые на ней живут.

У меня было несколько национальных тюбетеечек и помню, что любила их носить, потому что они были яркие, красивые - вышиты нитками или бисером.

Мы жили в двухэтажном кирпичном доме - в строениях кибиточного типа - жили много таджикских семей, где традиционно воспитывалось по пять – семь детей.

Мужчины, женщины и дети носили национальную одежду, которая (как в те далекие годы, так и сейчас) сильно отличается от одежд других народов.

Платья из простых и шелковых тканей с абровыми рисунками, тюбетейки черные и цветные, стеганые халаты для мужчин и обязательные шаровары для женщин.

Особенно вызывали у меня интерес шальвары (еще один вариант названия шаровар) на девочках и женщинах, да еще украшенные очень красивыми ткаными полосочками понизу.

Отец объяснил мне тогда что таков национальный подход к одежде: в таджикских домах нет таких обеденных столов, к которым привыкли мы. Таджики обедают на дастархане - специальной скатерти, которая расстилается на полу. Чтобы девочки и взрослые женщины чувствовали себя удобно и хорошо, в их одежде обязательны шаровары.


Когда я стала взрослой девушкой, у меня появился свой настоящий таджикский костюм.

Подарили его мне в гостях, далеко в горах: как только переступили порог гостеприимного дома мне, матери и отцу хозяева преподнесли национальную одежду.

Совершенно не смущаясь, я с восторгом надела на себя шальвары, рубаху и платье, а дочери хозяев, предложили мне покрасить усмой брови.

Через полчаса никто не мог отличить меня - русскую девочку - от таджички.

В другой раз в другом кишлаке в честь юноши, уходящего в армию, был устроен праздник.

В знак глубокого уважения к нашей семье, мне подарили поясной платок румол, вышитый руками хозяйки, национальный чакан - платье женское, вышитое с ног до головы растительными орнаментами, и платок с огромными розами.

Так после праздника в кишлаке Горный Ханака стала складываться моя коллекция национальной таджикской одежды.

За несколько десятилетий, прожитых в Таджикистане, во мне прочно утвердился образ народа, который знает традицию: где, когда и почему нужно одевать национальные одежды, которые ими передались из поколения в поколение с глубокой древности.

И тогда, когда политико-социальные условия менялись и приходила новая мода; и когда привозились невесть какие «изыски» из-за рубежа - национальные одежды никогда не исчезали из таджикских домов.

Практически за многие столетия не менялись покрои и узорные вышивки на предметах народной одежды.

В восьмидесятые годы прошлого столетия (годы моего активного становления) со мной не раз происходили интересные истории, связанные именно с национальным костюмом- то таджикским, то русским.

И каждый раз все было связано с уважением и почитанием этого феномена, сокровища любого народа - национальный костюм.

В качестве педагогического эксперимента, Министерство народного образования Таджикской ССР разрешило Душанбинской средней школе (вместо часто пропадающих уроков пения) создать новый предмет - «Основы эстетических знаний».

Мне предложили разработать программы и преподавать этот - никому тогда неизвестный - предмет.

Изучали традиционную одежду повседневную и праздничную, рисовали сами эскизы и узоры для вышивок. При разработке программ мы включили материалы о народной таджикской одежде.

В мою программу также вошел и русский традиционный костюм. Ребятам очень нравилось, когда я вела урок в национальном костюме - то в таджикском чакане, шальварах и украшениях, то в русском сарафане или паневе.

Результатом наших уроков стало создание танцевального ансамбля «Березка».

Тогда мы узнали о национальных костюмах разных народов неимоверно много: сами шили по эскизам, осваивали множество таких исконно женских ремесел как вышивка, шитье, декорирование тканей различными материалами, конструирование из картона, низание и расшивание бисером.

Мы все, и дети и взрослые, были очарованы своими изделиями: уверена, что наши увлекательные занятия оставили серьезный след у всех участников на всю жизнь и реально повлияли на отношения с людьми других национальностей (даже для того времени- во времена СССР- это было чувствительно).

Помню «историю с национальным костюмом» для девочек - школьниц из далеких районов, кишлаков, которым было не просто привыкать к обычным школьным платьям и передникам.

А, когда наконец, этого добились, и во всех городах и поселениях республики девочки надели утвержденную в государстве форму, то обнаружилось, что с шароварами и головными платками они не желают расставаться ни в какую.

Да и родители также настаивают, чтобы коричневые платья с передниками дополнялись национальными платками и шароварами.

Смешно, но мы, работники просвещения (а я уже возглавляла эстетический Совет республики и руководила отделом Таджикского НИИ педагогических наук) развернули целую дискуссию по этому поводу.

Мне пришлось выступить в центральной газете со статьей в защиту головных платков и шаровар. Усилия увенчались успехом и в кишлаках перестали «мучить» учениц и их родителей такими требованиями.

Но то, как женщины таджички защищали детали своей национальной одежды, на меня произвело сильное впечатление.


Когда в начале девяностых произошли известные военные действия в Таджикистане, я как и большинство русских людей были вынуждены покинуть республику.

Но уже более двадцати лет я приезжаю в Таджикистан регулярно. И не только на могилы родителей и друзей. Я еду в любимые мной кишлаки, в великие горы; сижу на берегах бурных горных речек.

Вышиваю с подругами и их внучками чаканы и зардеворы и те самые шаровары. С удовольствием вожусь с козлятами на джайлоу и альпийском лугу, то мажу глиной тандыр, национальную печь для лепешек и самбусы.

И все это время хожу в национальном таджикском костюме и наслаждаюсь принадлежностью ко всему этому миру.

Можно спросить, что, без таджикского платья и шальвар природа и общение с людьми стали бы другими? Однозначно «Да!».

Да, совсем другими - менее полными, менее красочными и радостными. И конечно отношение, уважения ко мне как к представителю русского народа, был бы иной, чем тот, что есть сегодня.

Когда несколько лет назад я была в Таджикистане на потрясающем празднике 2700 лет Кулябу, то подготовила к этому событию чакан - знаменитое национальное платье, вышитое с особенной роскошью: много лет назад я засняла в музее города Ховалинга эти узоры и теперь вышила их на прекрасном советском сатине красного цвета. Шел 2006 год.

Я одела это платье с шароварами и пошла по улицам Душанбе и была поражена тем, что происходило в связи с этим вокруг. Со мной стали здороваться совершенно незнакомые люди, улыбались женщины и мужчины, дети.

А милиционер на перекрестке остановил жезлом движение и позволил мне пройти. Это было торжество национального костюма, его языка, его смысловых нагрузок.

Будь я в обычной «европейской» одежде – очевидно, что ничего подобного бы не происходило.

Всем было понятно, что идет в таджикской одежде именно русская женщина, для которой эти одежды родные, и она гордится ими.

Чакан – это не просто национальный костюм. Президент Эмомали Рахмонов всегда подчеркивал, что таджикский костюм - это национальная гордость.

В честь чакана в городе Кулябе проводится конкурс вышивальщиц на лучший чакан года. И я готовлюсь принять в нем участие в скором времени.

СКАЗКА ВПЕРЕДИ

В конце восьмидесятых я по семейным обстоятельствам приехала на свою историческую Родину, в Москву. Одну из комнат в своей квартире я оформила как таджикскую национальную комнату -«МЕХМОНХОНА».

Именно тогда, по приезду меня «резанула» та разница в отношении к национальному наследию таджиков и русских. Тогда мне казалось, что если таджикский народ так уважает свои национальные одежды, то уж русские люди не должны отставать от них в этом вопросе.

Дальнейшая работа в этом направлении поразили меня в самое сердце.

Оказалось, что мы - русские, не знаем традиционной одежды, не шьем и не носим ее!

Ее нет в наших домах, о ней, кроме специалистов почти никто не знает, ее красота и уникальность «заблокированы» кем-то (или нами же) в сумеречных подвалах нашей памяти, которые (как показала дальнейшая жизнь) открываются с большим напрягом.

Тогда-то и возникло ощущение, что передо мной стоит некая важная задача...

Первое удивление и непонимание я испытала, когда приняла предложение выставить свою коллекцию традиционного русского костюма в фойе Кремлевского дворца, где располагалась выставка-ярмарка русских сувениров.

Заполненные яркими и замечательными произведениями Палеха, Мстеры, Городца, Жостова они являли собой впечатляющее зрелище.

Здесь же были размещены наши изделия из текстиля: вышитые женские и мужские рубахи, паневы, сарафаны, передники, детская одежда, повойники.

И как инородные тела присутствовали девушки-продавцы, одетые в безликие темные «офисные» костюмы.

Они поразили бы наших иностранных гостей и были бы прекрасными образами русской национальной культуры, надень они русские национальные одежды.

Я, конечно же, обратилась к ним с вопросом, почему они не в русских костюмах?

Возмущение девушек было столь искренним, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

-Вы хотите выставить нас на посмешище!? Нас все засмеют!
-Все скажут, что мы дуры, вырядились ЧОРТ ЗНАЕТ ВО ЧТО!
-Мы будем выглядеть как чучела!

Когда же я обратилась к их руководству с тем же вопросом, то мне ответили с сожалением, что девушки стыдятся русского национального костюма и отказываются его одевать. Комментарии, как говорится, излишни. На дворе стояли 90-е, перестроечные…


Все последующие годы я плотно занималась изучением вопроса, почему же мы не носим свой национальный костюм?

Почему не знаем - куда и когда его нужно и важно (в своем нынешнем быту) одевать.

У большинства других народов дома обязательно есть национальные костюмы, а у нас- нет. Что произошло в наших душах, если мы повыбрасывали одежды своих пра- и бабушек, их милые простенькие вышивки, кружева, старинные полотенца.

Заполонили свои дома новомодной и коммерчески выгодной мебелью и текстилем.

Надеваем чуждые нам безобразные одежды, поставив самим себе заслоны к прекрасным, теплым, с многовековыми традициями оберега одеждам наших предков.

Тысячи русских на моей памяти восклицали каждый раз одно и то же (в разное время и в разных местах нашей великой страны): «А куда его одевать то, этот русский костюм? Засмеют еще»...

Работая со студентами агроинженерного Вуза (МГАУ им. В.П. Горячкина), я обратила внимание на то, что наши студенты (из разных уголков страны) никогда не спрашивают о традиционных ремеслах и одеждах.

Однако, когда я стала расспрашивать их об этом - все откликнулись с энтузиазмом.

Так… наш ректорат позволил ввести в программу предмета «Этика и Эстетика» материал о русской народной эстетике; дать темы об исследованиях русской народной одежды в перечень дипломных работ; открыть на факультете дополнительных профессий отделения народных ремесел, такие как бисероплетение, коклюшечное кружево, шитье и крой русского народного костюма, русская народная кукла, лоскутное шитье, резьба по дереву, художественная ковка.

Это была вторая половина девяностых.


Совместно со студентами мы начали свои исследования на тему «изучение возможностей возрождения русского традиционного костюма в современных условиях».

И первое, что мы сделали - провели анкетный опрос на тему русского национального костюма в каждой группе педагогического факультета.

Когда анкет собралось более тысячи, мы обнародовали шокирующие результат.

97% студентов, которые приехали из других городов, поселков, районов России, не имеют не только самого костюма в своем доме, но и представлений о нем.

Ничего из русского костюма в их семьях нет (за исключением валенок, платков, телогреек - это из 3%), и все богатство и красота наших потрясающих, невиданных одежд неизвестна им.

Они сообщили, что не наденут его ни на улицу, ни дома, что б принять гостей, ни в церковь, ни на свадьбу - словом, никуда его нельзя надеть.

А на вопросы о названиях самых распространенных деталей наших национальных одежд практически ответили единицы, уместившись в те самые 3%.

Ребята не знали, что такое панева, подоплека, ластовица, гашник, епанечка, душегрея, кокошник, повойник, запон, пестрядь.

Но мы не стали грустить, а решили (по теории малых дел) заняться изучением наших национальных одежд и женских исконных промыслов.

Многие студенты ответили, что если бы политика нашего государства занялось бы восстановлением древних истоков нашей национальной культуры с привлечением мануфактур, домов моделей, выходов в костюмах на национальные праздники, то изучаемые нами возможности можно было бы восстановить.

Вот эта маленькая анкета. Было бы замечательно, если бы все, кто ее прочтет сегодня, сами попробовали бы на нее ответить и увидеть, что же они лично могут сказать по этому поводу сами себе.


АНКЕТА к теме «Изучение возможностей возрождения форм бытования русского национального костюма в современных условиях».

1.В каком месте России Вы родились? Откуда ваши родители?
2.Есть ли в вашем доме русские народные одежды. Носит ли их кто-либо из семьи?
3. Наденете ли вы на себя русский национальный костюм в следующих ситуациях?
- дома, для себя
- дома, для приема гостей
- на улицу, просто пройтись
- после бани
- на работу
- на праздничное гуляние в народ
- в институт
- на свадьбу друга
- на свою свадьбу
- в храм
- венчаться
- на прием по поводу важного мероприятия
4. Расшифруйте следующие названия фрагментов русского национального костюма:
-поднизь; гайтан; косоворотка; ластовица; панева; кичка; запон; повойник; завеска; рясны; зипун; епанечка; пестрядь.
5. Владеете ли вы каким-либо ремеслом для изготовления народного костюма?
ЖЕНСКИЕ РЕМЕСЛА: кружевоплетение; крой; тканье на станке; набойка; вышивание; бисерное плетение; жемчужное низание; шитье на руках; шитье на машинке; расшивание лентами и блесткой; изготовление каких-либо головных уборов; изготовление женских украшений. МУЖСКИЕ РЕМЕСЛА: украшения из металла; изготовление обуви; украшения из бересты и дерева; набойка;
6. Каковы, на Ваш взгляд, причины, по которым русский народ отказался от многих форм бытования своего традиционного костюма?
7.Можно ли возродить русский национальный костюм в нашем современном быту?

ИЗ "ЖИЗНИ" ТВ-ШОУ…

Как то увидела передачу «Как стать миллионером» с Максимом Галкиным устроители выдвинули вопрос «Какой предмет русского народного костюма называется ПАНЕВА»? с подсказкой кофта, юбка, шубка, шапка.

Отвечающий мужчина уже шел на выигрыш в 64 тысячи рублей, было бы всем очень жаль, если бы он неправильным ответом сорвал свой заслуженный успех.

Он колебался между юбкой и кофтой и тут все решили, что ему нужно спросить ЗАЛ.

Таким образом, к знаниям о нашем национальном костюме были подключены многие представители нашей страны.

Зал единодушно решает - конечно, кофта.

Отвечающий все же сомневается. Какая-то неведомая интуиция, запрограммированная в этом русском человеке, подсказывает ему, что панева – это юбка, заложенный предками генофонд на уровне подсознания подталкивает его к правильному ответу, но отсутствие знаний заставляет его быть осторожным.

Тогда решили использовать звонок к другу - журналист, объездил со своими репортажами всю страну.

Кто как не он знает правильный ответ! И друг подтверждает мнение ЗАЛА, панева - это кофта.

Знающий ответ Галкин лукаво вопрошает - Ну, так что ж - КОФТА?

Отвечающий поражает всех своим ответом. «Если я скажу кофта, и ответ будет неправильным, то мой друг всю жизнь будет мучиться, что лишил меня такой большой суммы. Лучше я скажу сам, и тогда моя ошибка будет моим личным проигрышем. Я думаю, что панева – это все таки ЮБКА».

Когда загорелось табло, подтверждая правильный ответ, зал вскочил с аплодисментами и криками, слишком уж напряженной была игра.

В этот знаменательный вечер множество русского народа узнало, что панева – это юбка.

Подтверждение тому, что многие современники не знают, чем панева отличается от сарафана, что это одна из самых древних женских одежд в виде верхней поясной завертки, что это одно из самых красивых произведений национальной русской одежды, на моем жизненном пути было великое множество, об этом можно написать отдельный репортаж.

Я носила лифчик неправильного размера уже много лет. И вы, скорее всего, тоже. Фактически, почти 80 процентов женщин по-прежнему носят плохо подходящие им бюстгальтеры. Почему это происходит и как все-таки найти тот лифчик, который действительно вам подойдет?

Жизнь в мире худых и плоских

Опрос 2008 года, проведенный производителем белья Triumph и опубликованный в журнале Chiropractic & Osteopathy, показал, что большинство женщин (80 процентов!) носят лифчики неправильного размера. Из этих женщин 70 процентов носят слишком маленькие бюстгальтеры и лишь 10 процентов носят слишком большие бюстгальтеры.

Это неудивительно, учитывая, насколько сложно найти привлекательные (или хоть какие-нибудь!) варианты большого размера. Victoria’s Secret предлагает бюстгальтера размерами до 90DDD с приятным разнообразием стилей и цветов, но этого не всегда достаточно. На самом деле этого вообще недостаточно. Многим женщинам нужны лифчики с охватом размером более 90 сантиметров под грудью. У многих масс-маркет магазинов же размерная линейка до сих пор заканчивается где-то на 80 сантиметрах.

Нет общего идеала в размере чашек

Когда дело доходит до размеров бюстгальтера, большинство женщин по-прежнему верят в идею о том, что чем больше, тем лучше - по крайней мере, когда дело касается размера чашки. Но они часто не понимают, что размеры чаши не равны размеру груди. Эта величина зависит от разницы между размером груди и грудной клеткой.

Это означает, что у кого-то с 75C чашка бюстгальтера все еще меньше, чем у девушки с размером 80C. Увеличение размера по обхвату может обеспечить правильную посадку для многих женщин, которые сталкиваются со слишком большим объемом чашки.

Некоторые женщины знают, что они носят неправильный размер бюстгальтера, но продолжают носить его. Исследование, проведенное журналом Ergonomics, показало, что женщины с более крупными размерами груди имеют тенденцию к еще большей ошибке при выборе размера бюстгальтера.

Ношение неправильного размера бюстгальтера может вызвать боль в груди и раздражение на коже. В исследовании, посвященном женщинам-наездницам и влиянию размера их бюстгальтера, 40% сообщили о боли в груди, а 59% сообщили по крайней мере о еще одной проблеме, связанной с размером белья. При этом мнение о том, будто бюстгальтеры неправильного размера вызывают рак молочной железы - миф.

Как найти бюстгальтер, который вам подходит

Прежде чем отказаться от бюстгальтеров или смириться с вечным дискомфортом, подумайте о том, чтобы попробовать профессиональную примерку и подгонку белья. Помощь профессионала может избавить вас от неудобных бюстгальтеров и неправильных размеров. Если помощь другого человека - не вариант, то вам помогут эти четыре совета.

Выберите лифчик, нижняя часть которого будет комфортной при установке крючков максимального размера. Там должно быть достаточно места, чтобы поместить два пальца между краем и спиной. Лифчики растягиваются по мере их ношения, поэтому в конце концов вы будете использовать второй и третий крючки.

Если ваши бретели бюстгальтера врезаются в плечи, попробуйте уменьшить размер в обхвате. Обхват и бретели работают вместе - и если вторые давят, значит, бюстгалтер не выполняет свою роль в подъеме и поддержке груди.

Грудь буквально «вываливается» с боковых или верхней части чаши лифчика? Попытайтесь бюстгалтер на размер побольше. И убедитесь, что вы надеваете лифчик, наклонившись, чтобы вся грудь оказалась в чашечках.

А как насчет «складок» на спине? Побробуйте примерить лифчик с большим обхватом. Многие женщины считают, что складки жирность означают, что их бюстгальтер слишком мал - и так действительно бывает. Но иногда случается, что из-за слишком большого размера нижняя часть лифчика ужасно выглядит на спине.

В то время как наука начала использовать 3D-сканеры, чтобы помочь в создании бюстгальтеров и подбирать идеальные размеры, это все еще не доступно каждой из нас. Если вы не готовы к профессиональной подгонке бюстгальтера, но все же хотите убедиться, что вы носите правильный размер бюстгальтера, возьмите сантиметр (тканевый). Затем используйте один из множества онлайн-калькуляторов, которые помогут вам определить идеальный размер.

Православных христиан часто обвиняют некоторые сектанты в том, что мы почитаем крест Христов, «это ведь орудие пыток, то, что мучило Христа и привело к Его смерти», — говорят они.

Да, действительно, Крест — это орудие пыток Христа и причина Его смерти, но на эту смерть и на эти муки — Он Сам пошёл добровольно ради нашего спасения, по своей любви к нам. Никто Его не заставлял этого делать, но Он Сам по Своей любви к нам сделал это, как он Сам сказал «Ради этого часа Я и пришёл». Итак, крест — это символ Божьей любви к нам, и носим мы его, чтобы напоминать себе: вот что сделал для меня Бог, а что я сделал для Него? Но когда же появилась первая традиция носить нательный крестик? Давайте в этом разберёмся.
Изображение креста Церковь использовала, по крайней мере, со II века, но нательные крестики вошли в употребление не сразу.

Христиане первых веков иногда носили изображения креста на одежде, чтобы узнавать друг друга при встрече, но чаще использовались символы, которые были понятны только собратьям по вере, так как христианство было преследуемой религией и открытое ношение христианской символики было опасным. В качестве тайных знаков употреблялись, например, изображения рыбы и якоря. Рыба была символом Христа, потому что в греческое слово «ИХТУС » (рыба ) складывались первые буквы написанной по-гречески фразы «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель ». Якорь же был древним символом — верности — , к тому же он похож очертаниями на — «Крест «.

По вероятному предположению, обычай носить нательные крестики возник после того, как в 20-х годах IV столетия святая царица Елена, мать императора Константина, организовала экспедицию в Иерусалим для поиска подлинного Креста, на котором был распят Христос и этот Крест был — найден. Св. Константин был человеком, который сперва отменил гонения на Церковь, а затем сделал христианство фактически государственной религией Империи.

После того, как был найден Крест, многочисленные частицы древа Креста разошлись по рукам христиан, которые обрамляли их окладами и носили на себе в качестве святыни. Первые оклады были круглыми, как панагии у епископов, но со временем оклады начали делать в форме креста. Поскольку частичек Животворящего Древа Господня на всех не хватило, а почитание креста было уже повсеместно, то постепенно нательные кресты приобрели самостоятельное значение, а обычай их ношения стал общим для всех христиан.

Почему православные христиане носят крест на груди?

Двадцать веков тому назад, у евреев и язычников крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. Ей подвергали самых отчаянных разбойников и возмутителей общественного спокойствия; осудить преступника на крестную казнь, значило лишить несчастного имени человека, предать его всеобщему презрению, — таково было значение креста в древнем мире. А что такое крест теперь у христиан? Он есть орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех. Вместе с апостолом Павлом смеет говорить всякий православный: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» . (Гал. 6,14).
От чего произошла такая перемена, за что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором? За то, что на кресте угодно было Сыну Божию принять смертную казнь за грехи всего мира. На кресте произошло примирение Отца Небесного с людьми-грешниками. С этого времени это знамение победы над смертью, над диаволом.

Св. апостол Андрей Первозванный, ведомый мучителями на крестную смерть, увидев издали крестное знамение, с восторгом взывал: «Радуйся, Кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как Маргаритами украшенный! Прежде, нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных, но теперь знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе, но и ты с веселием и радостию прийми меня, ученика Распятого на тебе Христа. Я всегда любил тебя и горел желанием обнять тебя. О, блаженный Кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желаемый и неусыпно искомый! Возьми меня от людей и отдай Учителю моему, пусть тобою приимет меня Тот, кто тобою меня спас!» . А св. ап. Петр просил исполнителей крестной казни только о том, чтоб его распяли вниз головой, считая себя недостойным быть распятым подобно Иисусу Христу.
Видите, братья, как высоко чтили Крест Христов св. апостолы? Как же после этого не чтить и нам, Православным христианам, такое драгоценное сокровище, оружие нашего спасения, избавление от власти диавола и ада, примирение с Богом и оправдание? По истине, с того времени, как Сын Божий Своими страданиями освятил Крест, как поет св. Православная Церковь: «Просветивый сиянием Пришествия Твоего Христе и освятивый Крестом Твоим мира концы» (Троич. канон 1-го гл.), в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила, о которой будет сказано ниже.
Носить крест есть не только обязанность всякого христианина, но и особая его заслуга и честь. Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.
Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это, в первую очередь, зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду. В настоящее время стало широко распространенное мнение о силе «осинового крестика» . Мнение весьма ошибочное, так как является суеверием, это возвращение в язычество. С того времени, как Иисус Христос умер на Кресте, Его непобедимая непостижимая Божественная сила сообщилась Кресту и вселилась в него и осталась в нем навсегда, — следовательно он так могущ и силен от того, что в нем таинственно присутствует сила Христова.

И потому при выборе креста надо обращать внимание не на материал, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли его форма православным традициям. Крест должен быть обязательно освящен православным священником.
При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!» .

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК. Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков и зачем его носить?

Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Происхождение и символика нательного креста

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.

Крест Христов – это символ христианства. Для современного человека символ – это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.

Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.

Для христиан крест – не просто знак. Для христиан крест – символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.

Значение Креста

Что же символизирует собой нательный крестик?

Крест — величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом

Цель человеческой жизни - восстановить утраченные отношения с Кришной. Значит и культура сознания Кришны должна быть в том же направлении. Идея в том, что что бы мы ни делали в нашей жизни, все должно так или иначе пробуждать нашу любовь к Богу. Эта связь с Богом должна быть во всем что мы делаем. Что бы мы ни делали должно быть основано на сознании Кришны. В нашем стиле жизни должна быть цельность, иначе в нашем образе жизни будет двойственность, будем жить двумя жизнями. С одной стороны у нас есть жизнь в сознании Кришны, с другой стороны есть другая жизнь. И идея в том, что должна присутствовать целостность. Если мы живем двумя жизнями, то будет неудовлетворенность. Поэтому принципы, лежащие в основе нашей жизни должны быть основаны на сознании Кришны. Человек должен решить - какова причина того или иного действия. Почему мы одеваемся или действуем так, а не иначе, каковы наши стремления, каковы наши социальные ценности. И если мы об этом задумываемся, то мы обнаружим, что садхана и весь остальной образ жизни един. Иначе они могут быть очень разными. Каковы принципы, на основе которых мы поступаем как-то? Как мы зарабатываем деньги, зачем мы зарабатываем деньги? Почему мы одеваемся так или иначе? Как мы решаем какая одежда подходящая, какая нет? Это то, над чем следует задуматься. Если мы над этим задумывается, то мы сможем сосредоточиться на сознании Кришны. иначе нам будет очень трудно сфокусироваться. И возникает вопрос - как же это сделать? Что является основой наших действий? Почему ты делаем что-то? Вы об этом думаете?

Вопрос: когда мы посещаем святые места, то они диктуют нам как поступать, что носить, но когда мы возвращаемся, то начинаем жить по-прежнему. что необходимо, чтобы этот этикет поведения в нашем сердце проявился?

Ответ Махараджа:

Дело в том, видим ли мы смысл, который лежит в основе правила, или мы видим лишь одно правило? Если мы видим правило, то основное в нем - быть хорошим, поступать хорошо. Вы говорите, что когда мы в святом месте, то это подразумевает то, как мы должны вести себя. Это значит, что мы действуем в соответствии с той ситуацией, в которой мы находимся. Значит, что когда мы в святом месте, мы одеваемся так, как принято в святом месте. а когда мы здесь, мы одеваемся в соответствии с модой и этикетом здесь. Значит, что для нас ценностью является местный этикет. Это значит, что мы принимаем философию сознания Кришны, но культуру принимаем в соответствии с тем местом, где оказываемся. Когда мы оказываемся в святом месте, где преобладает одна религия, мы под нее подстраиваемся. Но сложность в том, что когда мы оказываемся здесь, то что является правильной одеждой? Скорей всего большинство здесь присутствующих скажут - ну, нужно быть практичным, нужно соответствовать культуре москвы. Но что это за культура? Вы носите рубашку, кто-то футболку. Какова культура? Даже если мы говорим, что мы подстраиваемся, то под что мы подстраиваемся? Под нашу прошлую обусловленность? Другими словами мы подстраиваемся под нашу идею того, что является московской культурой. И это наша основа. Кого же мы хотим удовлетворить? Кого поразить? Мясоедов и алкоголиков? Или развязных девушек? Наших родителей? Ученых? Правительство? Бизнесменов? Последователей нью-эйджа? Панков или бывших коммунистов? кого?

Махарадж: Шрилу Прабхупаду! Можете встать и сказать это громко? … Итак, если мы говорим об одежде, то кто из присутствующих может сказать, что та одежда, которая на вас сейчас, удовлетворяет Шрилу Прабхупаду? Кто-то хочет это объяснить?

Матаджи: Обычная одежда создана для того, чтобы привлекать противоположный пол, тогда как одежда ведической культуры помогает нам направить сознание внутрь, возводит сознание на более высокий уровень.

Махарадж: у нас есть два вида ценностей - одна это чувственные наслаждения, другая - освобождение. Есть ли что-то посередине? Эстетика очень важна, так? Чтобы одежда выглядела хорошо. Фактически поэтому каждый здесь одет именно так как, потому что считает что это выглядит хорошо. Это значит, что эстетика очень важный элемент. Или если мы одеты в соответствии со своим возрастом или положением. Все это то, что принимается во внимание в ведической культуре. Есть также уровни привлекательности. Это привлекательно для чувств или это социально привлекательно.

Как мы делаем выбор? Есть принципы эстетики. Первое качество Кришны - красота. Поэтому красота важна. Но кто задает стандарты красоты? Кто может сказать что красиво, а что нет? В мире моды есть определенные элементы, которые не меняются. Другие элементы постоянно меняются. Если проводится официальный прием, то люди носят в основном почти то, что они носили 50-60 лет назад. Другими словами самые меняющиеся элементы моды являются низшими. Те составляющие моды, которые никогда не меняются, являются высокими.

И ведическая культура основана на этом принципе утонченности. Другими словами если вы носите одежду которая привлекательна и подходит вам, но в то же время не идет на компромисс с вашими принципами, то ваша одежда хорошо сочетается с вашей садханой в Сознании Кришны. Другими словами вы решаете что вы будете носить в соответствии с вашими внутренними принципами. Потому что мода меняется и люди меняют одежду, потому что сознание людей контролирует мода. Им говорят - вот это хорошо на вас смотрится. Но смысл в том, что сознание Кришны основано на вечном принципе. Поэтому мы должны докопаться до причины почему я ношу то, что я сегодня надел. В чем была причина моего выбора? Затем мы посмотрим на эту причину и должны подумать на самом ли деле это веская причина? Т.е. другими словами надо задуматься на кого мы хотим произвести впечатление? Вы хотите порадовать своей одеждой миллионы жителей города? Нет, вы нацелены на определенную группу. Что за группа это? Противоположный пол? Хорошо. Теперь скажите, весь противоположный пол должен привлечься или какая-то часть? Какая-то часть. ок. Теперь, значит есть группа. Что вы с ней будете делать? я не думаю что вы будете иметь дело с сотнями тысяч в этой группе. Итак, в этой группе мы хотим кого-то привлечь, сколько человек? Одного? Позаботиться об одном человеке - это уже тяжелая задача. Если вы хотите привлечь одного, то нужно одеваться чтобы понравилось именно этой личности. Значит вы знаете качества этого одного человека. Правда? Если вы не знаете качества, то как мы узнаем как лучше одеться? Мы вы говорите, что одежда, которую мы носим должна быть практична, то и причины ее носить должны быть практичны. Как вы можете объяснить, что одежда, которую вы носите сейчас привлечет именно ту личность, которая самая важная для вас? Кто может объяснить?

Итак, получается что большинство из вас одето не в то, что является для вас практичным. Т.е. если мы внутри себя разберемся почему мы не носим вайшнавскую одежду, и если мы говорим себе что это "не практично" - это ничего, но тогда если вы не можете объяснить что же практично, то тогда вы сами еще не разобрались в этом.

Т.е. не только мы разрываемся между двумя стилями жизни - один вайшнавский, другой невайшнавский, и не только невайшнавский стиль нам мешает, но мы даже не можем себе объяснить зачем нам это нужно.

Поэтому нужно остановиться и задуматься. Как я понимаю, это страна, где люди любят спекуляции. Людям нравится применять свой разум в каких-то исключительных областях. Но использование разума для практичности - это тоже правильная вещь. Т.е. это обозначает, что те причины или заключения к которым вы пришли должны быть продуманы. Иначе как вы будете удовлетворены? Как человек может чувствовать себя хорошо, если его представления о жизни и то, как он живет - не сочетаются в сознании. Поэтому эта гармония нужна. Не так важно что вы носите, главное почему вы это надели и как вы это носите! Если нравится размышлять, размышляйте, но это должно привести к чему-то....... давайте вспомним что же Шрила Прабхупада говорил о ношении кармической одежды. Прабхупада говорил: если вы не можете носить вайшнавскую одежду, не позволяет ситуация, работа... то носите то, что носят джентельмены высшего уровня. Вайшнавская одежда это одежда духовного мира. Человек означает культурное существо. А из всех людей те, кто следуют варнашраме считаются высшей степени культурными. Кришна следует варнашраме, поэтому он культурен. И Кришна носит дхоти, чадар, а Радхарани носит сари потому что это то, что культурные существа носят. Поэтому основа такова, что это культурно, это эстетично и практично. Девушкам нравится выглядеть красиво - одежда красива, но в то же время культурна. Таков принцип одежды. Она культурна, хорошо смотрится хорошо носится. Поэтому если вы не можете носить духовную одежду, то ваша одежда должна основываться на этом принципе - то, что носят в высшей степени культурные люди вашего общества. Тогда ваша философия и стиль жизни будет совпадать, даже если ситуации могут быть не совсем идеальными, более современным, но ваша философия и ваш стиль не будут противоречить друг другу.В целом то, о чем мы говорим, это: соответствует ли ваш стиль жизни вашей решимости в сознании Кришны?

(из лекции на Динамо, Москва, 2007 г.)

В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.