Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие - важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память - понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память - это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия - обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли - это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать - природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать - культурных, три - природно-культурных, девять - природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия - это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование - крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, - уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них - ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Особое место в обществе занимают ценности. Ценность - это конкретные, значимые для данного субъекта и удовлетворяющие его потребности предметы.

« Ценность отождествляется со значимостью, либо низводится до обыденно-литературного понятия ценности, употребляемого для обозначения всех форм человеческой значимости».

Другая трактовка ценностей в отечественной социологии наиболее распространена и находится на стыке позитивистской трактовки ценностей и марксистского понятия стоимости и полезности. Наиболее ярко данная позиция представлена у «родоначальников» советской социологии А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова. Здесь ценностные компоненты включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы человеческой деятельности выстраиваются в своеобразную цепочку: потребности, преобразованные в интересы, в свою очередь, "превращаются" в ценности. Каждое из этих преобразований содержит в себе определенные качественные изменения. При преобразовании потребностей в интересы на первый план выходят те характеристики деятельности, в которых проявляется отношение к социальным институтам. Здесь стимулом человеческой деятельности является не то, что, безусловно, необходимо, а то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия. Ценностные представления затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Здесь на первый план выходит то, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляются самоутверждение и свобода личности. Следовательно, ценностное восприятие действительности - это такое её видение, которое опосредствуется социальными чувствами и развитыми формами духовного творчества и которое возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов.

Таким образом, А.Г. Здравомыслов делает вывод о том, что «ценности - это обособившиеся в ходе развития истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы».

Ценности – это общепринятые убеждения. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности формируются под воздействием убеждений и верований. Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Наибольшее развитие верования получили в крупнейших мировых религиях. Именно религии оказали решающее воздействие на формирование культуры в мире.

Верования рождаются при дефиците информации, а убеждения являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание . Именно знание придает убеждениям и верованиям тот или иной смысл, одаривает их идеей.

Многие американцы верят в американскую мечту о равных возможностях, а советские люди верили в светлое коммунистическое будущее.

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества составляют ядро американского образа жизни. Среди них – достижения и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, свобода.

Регулированием поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Регулированием поведения людей происходит с помощью культурных норм.

Правила .

Люди придумали множество разных правил и в разных культурах мы наблюдаем большую или меньшую разницу между этими правилами. Возьмем, к примеру, законодательные системы современной России и Китая (правовые нормы). Как известно, с 1996 г. на смертную казнь в России ввела мораторий. В Китае же она применяется, существует несколько десятков преступлений, за которые в Китае следует наказание в виде смертной казни (в России за те же преступления вообще нет никаких наказаний). Назовем несколько таких наказаний: за коррупцию, за наркотики, за проституцию, за угон автомобиля.

Люди сами создают различные культурные образцы, которым впоследствии подчиняются и которые принимают за само собой разумеющиеся. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами . Они предписывают нам, что мы “должны”, и чего мы “не должны”. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать. Осуществляя те или иные действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предписывают нам, что мы должны, что следует или чего нам не следует делать. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий.

Рассмотрим основные типы норм в порядке возрастания их социальной значимости.

Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу длительного следования он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.

Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток различных социальных групп, общества и представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.

Так, на Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Все это – обычаи.

Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами . Нравственные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, вступает в силу социальный контроль поведения , что делает для этого индивида психологически трудным совершение запрещенных действий.

Например, для нас нравственная норма делает каннибализм эмоционально невозможным.

Среди многообразия человеческих культурных обычаев обнаруживаются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущи всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями. К их числу относится язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями являются институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Во всех культурах в той или иной форме содержится запрет инцеста (кровосмешение). Антропологи также говорят о существовании многих других культурных универсалий, в том числе искусства, танца, украшений, игр, обычаев дарить подарки, шуток и правил гигиены.

Часть обычаев составляют образцы поведения, которым следуют как предмету хороших манер и вежливости.

Манеры – это внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Число обычаев в обществе весьма велико. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном обществе их число значительно увеличивается. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах.

Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни и оказывают сильное эмоционально-психологическое воздействие на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с одними и теми же событиями.

Институциональные нормы .

Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и нравственных норм, прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им.

Армия, образование, религия,– все это социальные институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм.

Законы.

В то время как нравственные нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы - это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередко требует применения мер государственного принуждения.

Необходимо сказать об особом значении языка в культуре. Язык это средство, инструмент для познания окружающего мира.Язык – главное средство, с помощью которого люди передают друг другу информацию, взгляды и эмоции. Язык связан с основами культуры и со всеми человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.

Динамика культуры

Культура как и общество не стоит на месте, она изменяется. Культурные изменения включают в себя различные аспекты: изобретения, появление новых слов в нашем языке, изменение норм поведения и морали, новые формы искусства, музыки. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Так изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями. Все изменения культуры, называют «социокультурными изменениями ».

П. Сорокин в труде «Социальная и культурная динамика» исследуя социокультурные изменения, проанализировал различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело. Сорокин предложил разделить ее на два противоположных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями. Чувственная культура материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется. Потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, убежище, комфорт). Для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Промежуточная, «идеалистическая культура » представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

Большинство социокультурных изменений, согласно Сорокину, имеет характер постоянно изменяющихся, периодически повторяющихся процессов.

Рассмотрим другие процессы социокультурных изменений:

1). Диффузия. Диффузия (от лат. diffusio - распространение, рассеивание) представляет собой распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Она действует как внутри обществ, так и между ними. Так, методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тейлора, были внедрены в других обществах.

Диффузия возможна только в тех обществах, которые вступают друг с другом в тесный контакт. Группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие. Так, мы принимаем многое из европейской кухни, но тем не менее не принимаем католической религии.

2). Ассимиляция. Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление) - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

Таким образом, культура мелкой группы ассимилировалась в культуре крупной группы. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимилируются, устраняется и сама причина конфликта.

3). Амальгамизация (от лат. amalgama – сплав) - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, мордвы, татар и др.).


Похожая информация.


Чрезвычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся знаки, символы, язык, ценности, нормы, манеры, этикет, ритуалы, обычаи, традиции.

Знаки - материально, чувственно воспринимаемые предметы (явления, действия, отношения), служащие для обозначения других предметов, явлений, действий, а также передачи и переработки информации (знаний).

Символы — это тоже знаки, но такие, которые вызывают однозначную социальную реакцию и служат средством социального взаимодействия.

Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения:

  • язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем;
  • конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык - объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Понятие «язык» имеет два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является полифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.

Ценности - это набор тех социально значимых предпочтений, приоритет которым отдают различные социальные группы в обществе. Ценности демонстрируют прежде всего ту значимость, которую имеют для людей те или иные предметы, отношения, явления, нормы, идеалы, правила. Ценности могут быть моральными, политическими, религиозными, экономическими, эстетическими и др.

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является.

Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную опенку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры — путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие — к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.

Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения.

Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

С понятием «традиция» тесно связано понятие традиционного общества , под которым принято понимать все типы общества, отличающиеся от социальных моделей Нового времени (общества античности, Средневековья, а также большинство цивилизаций Востока). Главным отличительным признаком такого общества является то, что центральное место в нем принадлежит религиозным и мифологическим системам, лежащим в основании всех социально-культурных и политических институтов. Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества. К нему относят три исторические эпохи — первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития), рабовладельческую античность и средневековый феодализм.

Отличительное свойство традиционного общества заключается в том, что прошлое господствует над настоящим, определяя его ход и развитие, а традиция выступает способом или механизмом передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Традиция является определенным образцом в обществе, следование которому предполагает отрицание инноваций, креативности, давая им однозначно негативную оценку, особенно если они грозят старым традиционным устоям общества.

В традиционном обществе отсутствует выбор как таковой, поскольку опыт каждого нового поколения основывается на социальном опыте старшего поколения. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень), следуя безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, пользующийся почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция пронизывает всю социальную сферу жизнедеятельности людей, ограничивая возможности личностного развития, свободного самовыражения.

Традиция определяет статусные позиции в обществе, задает ее ориентиры и принципы, и это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус определяет личность и функции или роли, выполняемые человеком, находятся в зависимости от таких аскриптивных (предписанных) вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной общине — родовой, семейной, клановой, территориальной и т.д. При этом члены традиционного общества принимают как должное сложившийся социальный порядок и редко пытаются его изменить. В итоге социально-статусная предопределенность человека практически не оставляет возможности для индивидуального самоопределения. Когда традиция мешает прогрессивному развитию общества, которое не может функционировать в рамках сложившейся традиционной системы, наступает гибель такого общества, если не будут произведены адекватные ситуации изменения. Это убедительно подтверждает исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций.

Отметим, что вплоть до 1960-х гг. научный взгляд на понятие «традиция» и ее функциональность определялся подходом, разработанным М. Вебером и сводившимся к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. В рамках мо- дсрнизационного подхода традиционное, препятствующее развитию общества, рассматривалось преимущественно в негативном свете, поскольку традиция считалась явлением отмирающим, не способным ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. Но с середины XX в. взгляд на природу традиции изменился и стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Это доказывает современное российское общество, в котором тесно переплетено традиционное и современное. Сейчас в социологической теории принят термин «переходное общество», применяющийся для обозначения обществ трансформационного типа. В этот «переходный» период традиционные общества и институты, реорганизуясь, приспосабливаются к изменяющимся условиям, а традиционные ценности в некоторых случаях могут служить источником легитимации новых ценностей для достижения новых целей.

Ритуал (обряд) - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать описание человеческой реальности.

Культурные универсалии

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью; они живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п.

1. Традиция – элементы социального и культурного наследия, пе-

редающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в опреде-

ленных обществах, классах и социальных группах в течение

длительного времени.

2. ВладимирМономах – великий киевский князь, выдающийся

государственный деятель и писатель Древний Руси. Одним из главных

средств воспитания детей Мономах считает образование. Мономах

впервые в отечественной литературе выдвинул задачу связи воспита-

ния с практическими потребностями личности и обосновал идею дея-

тельности, уделял внимание развитию у детей инициативы и

самодеятельности.

3. Домострой – принадлежит к типу нравоучительных и семейно-

бытовых произведений, в котором излагались права и обязанности

главы семьи и его домочадцев. Он делится на 27 глав, некоторые из

них касаются вопросов воспитания семейного и общественного.

4. М.В. Ломоносов – русский ученый – энциклопедист, побор-

ник отечественного просвещения, сторонник бессословной системы

образования.

5. К.Д. Ушинский – педагог – демократ основоположник русской

педагогической науки в России, принципы педагогических взглядовК.Д.

Ушинского– народность, самобытность русской педагогической науки,

воспитание в труде.

6. А.С. Макаренко – педагог и писатель советского периода. Он

выдвинул основные принципы создания и педагогического руковод-

ства детским коллективам, разработал методику трудового воспита-

ния, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и

воспитания детей в семье.

7. П.П. Голонский российский педагог, психолог и философ.

До октябрьской революции был идеалистом. После революции пере-

шел на марксистские позиции. В психологии был приверженцем не

просто поведения, но «сознательного поведения». Считал необходи-

мым обучение в новой единой трудовой политической школе.

8. В.А. Сухомлинский – украинский (советский) педагог, ис-

следовал вопросы создания детского коллектива, становления мораль-

но-этических норм у молодых.

9. Общепедагогические вопросы – вопросы воспитания, обу-

чения и развития личности.

10. Дидактические вопросы – вопросы теории обучения. Тре-

бования к отбору содержания обучения в том или ином предмете, прин-

ципы обучения и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое

пособие к курсу «Психология человека». М., 1999.

2. Гиппенрейтер И.О. Введение о общую психологию. М., 2003.

3. Л.Д.Столяренко «Основы психологии». Учебное пособие для сту-

дентов Ростов/на Дону издательствоФеникс 2003. (можно издания

прежних лет).

4. Немов Р.С. Психология. Т.1. М., 2002.

5. ПетровскийА.В. Психология: Учебное пособие для ВУЗов. М., 2001.

6. Е.Н. Пронина «Психология и педагогика» Учебник для студентов.

В.В. Лукашевич Москва, 2001.

7. «Психология и педагогика», курс лекций издательство «Совершен-

ство» Москва, 1998.

8. «Психология». Словарь. / Под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Ме-

щерякова Москва, 1996. (можно другой год).

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб., 2003.

10. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для

«Социальные проблемы» - Профессиональный цикл врача. Социальные проблемы врачей и предлагаемые решения. Социальные проблемы врачей. Актуальные вопросы врачей в разрезе социальных групп. Резюме. Количество публикаций за месяц. В опросе приняло участие: 10 экспертов. Экспресс-опрос экспертов по актуальным проблемам медицинских работников и отрасли в целом.

«Социальная геронтология» - Социально-психологические проблемы пожилых людей. Заболевания. Модель помощи на дому. Принципы функционирования службы помощи на дому. Четыре десятилетия поздней взрослости. Деятельность пенсионеров. Потеря ролей и ролевая неопределённость. Основные цели социальной защиты пожилых людей в России. Потребности обслуживания на дому.

«Пожилой человек» - Методы: анкетирование, исследование, анализ. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Хотите ли вы дожить до глубокой старости? Гипотеза: Отношение современного общества к пожилому человеку. Действительно ли старость – тяжелый период жизни? Объект исследования: отношение молодёжи и людей старшего возраста к пожилым людям.

«Социальная политика» - Средний класс уничтожен, созданы условия для кланово-мафиозного капитализма. Проблемы финансирования социальной политики. Перспективы на будущее мрачны. Основные дилеммы современной социальной политики Брюссель, 1995. Институциональная Относительная бедность Универсальность Вертикальное равенство. Две составные части социальной политики.

«Социальная защита» - Результат: система социальной защиты оказывается в тисках. Идет ли речь об «истощении модели общества»? (Ю.Хабермас). Предлагалось сделать опорой политического и социального действия участие граждан.*. Исключительно благоприятная экономическая конъюнктура или надежная система защиты труда? Иными словами, уходит желание устанавливать, пусть даже силой, царство целей в истории.

«Социальная политика РФ» - Уровень образования населения, соотнесенный с наивысшими в мире достижениями. Прирост сбережений. Натуральные. Увеличение социальных расходов государства, создание условий для улучшения жизни. Номинальные доходы. Некоммерческие трансферты (спонсорство). Ожидаемая продолжительность жизни. Доходы от различных видов деятельности.

Всего в теме 17 презентаций