Н.С. Лесков "Левша": описание, герои, анализ произведения

Цели:

Обучающие:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора - патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;
  • вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать умение выделять главное в художественном произведении;
  • развивать творческие способности учащихся и устную речь;
  • развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: человековеды, слововеды, литературоведы, исследователи;
  • развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами;

Воспитывающие:

  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:

  • портрет Н. С. Лескова; выставка книг по Лескову;
  • иллюстрации детей к сказу;
  • на доске - эпиграфы к уроку;
  • презентации (исследовательские работы) детей.

Тип урока: Урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы:

  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • объяснительно-иллюстративный
  • беседа по вопросам
  • частично-поисковый

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, с иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета, исследовательские работы детей.

Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя по составленному плану, чтение в лицах сцены "Левша и государь Николай", художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Ход урока

"У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина".
Н.С. Лесков

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Сегодня у нас урок - праздник и, надеюсь, урок - открытие. Праздник потому, что нельзя буднично, обыденно говорить о великом писателе. Открытие оттого, что произведение, над которым мы будем работать сегодня, отличается необычностью повествования, где "баснословный" склад легенды, яркая игра со словом поражают с первых её строк.

Цель нашего урока - попытаться продолжить тему урока "Левша - это:", основываясь на осмысленном чтении произведения и глубоком разговоре о прочитанном, а также постараться доказать слова Лескова, вынесенные в эпиграфы урока.

(Тема и эпиграфы записываются учащимися в тетради).

3. Актуализация прежних знаний.

На уроке предлагаю побывать в литературных ролях. Нам слово - ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ.

На первых уроках мы определили тему и идею произведения, обозначили её проблему. Каковы они?

(Тема: о тульском умельце, талант народных умельцев. Идея: вызвать в читателе чувство гордости за Россию, её умельцев. Проблема униженности и бесправия народа, гибели талантов в России.)

Определение жанра произведения.

Вспомните, какое произведение, написанное в жанре сказа, мы изучали в пятом классе. Кто его автор? (П.П. Бажов "Медной горы Хозяйка").

Вспомним: Гоголь и Рудый Панько, Пушкин и Белкин. Кто это? (Это автор и рассказчик).

А Лесков ввёл в большую литературу фольклорное слово "Сказ". Что это такое? Как вы определили жанр сказа?

(Сказ - жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора).

Чем сказ отличается от сказки?

(В основе сказа лежит легенда, возникшая в свою очередь на основе реального события. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя).

Ученик читает 1 главу сказа.

- Сказ (от "сказывать") - особый тип повествования, который строится как рассказ определенного лица. Сказ передает особенности речи рассказчика.
Поищем приметы сказа в главе 1. Это и просторечные, разговорные обороты ("через свою ласковость", "дерябнул хороший стакан"); каламбуры ("на свою сторону преклонять хотели" - "Платов... этого склонения не любил"); повторы ("проездиться" - "объездил"); интонационный, ритмический рисунок ("И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит..."); даже рифма (Платов "этого склонения не любил и... все государя домой манил"); наконец, необычное употребление слов ("междоусобные разговоры" вместо "междоусобные войны"), а также словообразование ("чужестранность").

Кем мог быть рассказчик, повествователь?

(Рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, исторические персонажи - АлександрI и Платов - показаны с точки зрения простолюдина.)

Особенность манеры сказа: сказитель проводит одни взгляды, а автор склоняет к другим, прямо противоположным. Особенно это проявляется по отношению к Платову. Как?

(Платов - главный виновник гибели Левши, не дал времени сбегать за "тугаментом" и не вступился потом, когда Левшу не приняли без "тугамента" в больнице).

Индивидуальное задание. Предоставляем слово ученику.

Н. С. Лесков передает живую устную речь: "Так может говорить человек из народа". Подтвердим верность догадки строками из предисловия к первому изданию "Левши": "Я записал эту легенду в Сестрорецке... от старого оружейника... Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти". Бурная полемика вокруг "Левши" побудила Лескова написать "Литературное объяснение" и объявить, что легенду эту сочинил он сам "в мае месяце прошлого года и левша есть лицо... выдуманное". Повествование, точнее сказ, писатель доверил рассказчику, старому оружейнику, который с явной симпатией и сочувствием говорит о главном герое и его трагической судьбе.

Когда и где происходит действие?

Какие реальные исторические события лежат в основе рассказа о поездке Александра Павловича в Европу?

(Действие происходит в России и в Англии вскоре после войны с Наполеоном,упоминается Венский конгресс1814-1815гг. Поездка Александра I и Платова в Лондон - исторический факт. Упоминается восстание декабристов 1825года, названное "смятением".)

Обратим внимание на подзаголовок "Левши". Чем он необычен? На что настраивает читателя?

("Сказ" (не "сказка") - звучит значительно. "Стальная блоха" - нелепость? Некая забавная безделка? Хотя попробуй сделай ее! "Тульский": Тула - город мастеров. Главный герой явно неказист - левша, к тому же косой. Что такой сотворит?).

Как возник замысел "Левши"?

(Замысел "Левши" возник из поговорки "Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал", или эта пословица в старых сборниках записана так "Туляки блоху подковали". Существуют фольклорные рассказы о мастерстве тульских оружейников, которые отличались искусством изготовления миниатюрных предметов, еле видимых глазу или различимых только с помощью сильных линз).

Дважды два получалось пять, подкованная блоха не плясала, заковавший её мастер выходил героем,
благодарные соотечественники разбивали ему голову - на абсурде всходила загадка народной
гениальности и, оставаясь абсурдной, обнаруживала непреложный, реальный, бытийный смысл.
Л. Аннинский.

(На доске:

  • абсурд - нелепость, бессмыслица.
  • произвол - своеволие, самовластие).

4. Работа с текстом. Нам слово - СЛОВОВЕДЫ.

А теперь самое время обратиться к толковому словарю "Левши", составленному ребятами, понять тайну рождения новых слов у Лескова, удивиться безграничным возможностям языковой игры. Исследователи зафиксировали более 3000 новообразований разных частей речи в творчестве Лескова.

Индивидуальное задание. (Приложение №1 исследовательской работы ученицы "Народная этимология в сказе "Левша" Лескова Н.С.)

5. Нам слово - ЧЕЛОВЕКОВЕДЫ.

Какие основные качества характера Левши вы увидели в сказе? Какой основной смысл имеет в данном тексте пословица: "У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина"?

Чтение в лицах сцены во дворце. (глава 13, стр. 254 учебник литературы для 6 класса под ред. В.П. Полухиной))

Ученики представляют образ Левши по заранее заполненной таблице в тетради, читают цитаты из текста.

(Качества характера Левши: преданность своему делу, трудолюбие, спокойствие, чувство собственного достоинства, удивительная талантливость, одарённость и поразительная невежество. Левша, безобразный внешне, красив душой).

Из общего стиля повествования "выбивается" 20 глава. Почему о прежней старине вспоминают потомки с гордостью и любовью?

(- это наша история; чувство гордости; вдохновляет народную фантазию; это эпос, и притом с очень " человечкиной душой")

Индивидуальное задание. (Презентация № 2 исследовательской работы ученика "Последователи Левши" (по сказу "Левша" Лескова Н.С.)

Прочитайте 20 главу и определите, кто теперь говорит с нами: автор или сказитель?

Какие же черты, по-вашему мнению, входят в понятие " русский национальный характер"?

(- доброта, патриотизм, сострадание, трудолюбие, бескорыстие, вера, "человечкина душа")

6. Работа с учебником.

Многие художники обратились к сказу "Левша" создали свои произведения. Рассмотрим иллюстрации.

Индивидуальное задание.(Презентация № 3 исследовательской работы ученицы "Иллюстрации к сказу "Левша" Лескова Н.С.)

(За год до смерти писателя художник Валентин Серов написал портрет Лескова. Репродукция картины висит в лесковском музее, а оригинал находится в Третьяковской галерее в Москве. Близко знавших писателя людей поразило сходство Лескова с его портретом. Об этом портрете Вл.Гиппиус сложил поэтические строки:

Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова.)

7. Вывод урока. Выставление оценок.

Чем же для каждого из вас стал Левша, этот герой, имени которого мы не знаем, да и кличка его пишется с маленькой буквы?

(Левша - главный герой, талантливый мастер, герой с "человечкиной душой" душа народа, его совесть, рыцарь добра и зла, олицетворение народного таланта, собирательный образ народа, выразитель русского народа, талантливый мастер, безымянный мастер, на нем держится Россия).

Учитель подводит итог и дописывает на доске тему: " Левша - это символ русского народа."(см. эпиграф к уроку)

Мы можем выделить четыре основных идейных мотива сказа "Левша" (ученики записывают в тетрадь):

  • Поразительные способности русского народа.
  • Истинный патриотизм Левши, народа.
  • Невежество, ограничившее его возможности.
  • Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей.

Наш урок завершается, мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы - русские. Как же я, вы, все мы вместе соотносимся с таким понятием, как русский народ?

(Учащиеся: (отвечают по цепочке):

8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение на тему: " Как я себе представляю Левшу?" или написать отзыв о сказе Н.С. Лескова "Левша".
  • Внеклассное чтение. Прочитать рассказ Н.С. Лесков "Человек на часах".

Рассказ «Левша», пожалуй, одно из самых поэтичных произведений Лескова. Автор приписывает, что «Левша» - это «сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Обычно заявленный писателем жанр создает то или иное читательское ожидание. Так происходит и в данном случае. Сказовая форма настраивает нас на то, что повествование основано на некой легенде. У Лескова с самого детства возникла любовь к бытующим историям, преданиям, и любовь эту он пронесет через всю жизнь.

Сказовая форма у Лескова - это сочетание истинно народных, фольклорных элементов с глубокими философскими мыслями автора о сущности русского национального характера. Такая форма повествования давала возможность индивидуальной оценки событий самим героем. Кроме того, этот художественный прием служил и средством раскрытия самого героя. Сказ прикреплен к рассказчику, который становится посредником между автором и миром литературного произведения. Образ рассказчика накладывает отпечаток своей экспрессии, своего стиля на литературную реальность.

Сам Левша в произведении говорит не так много, но этого нам вполне достаточно, чтобы охарактеризовать его как человека пусть не самого образованного, но житейски мудрого, рассуждающего, мыслящего, степенного. С каким достоинством и выдержкой предстает он перед государем! Он не стесняется своего вида и своей неказистой речи. Он говорит так, как умеет. И это истинно народная речь. Приехав в Англию, Левша показывает себя человеком не только патриотичным, но здравомыслящим: Из чувства любви к родине он отказывается от того, чтобы остаться за границей навсегда. Его не прельщают те картины благополучия и сытости, которые он видит повсеместно в английских фабриках. Отвергает он и женитьбу, рассуждая при этом просто: «нечего напрасно девушек морочить». К тому же он не хочет оставлять своих родителей.

Левше чужда мысль, присущая некоторым русским людям: «У меня нет, и у него не будет». Эта мысль, рожденная завистью, не раз побуждала русского человека идти на подлость. Левша же перенимает зарубежный опыт и рвется на родину, чтобы передать свой опыт. Как наваждение была для него эта идея. И ради этой идеи он и погибает. И даже в полубессознательном состоянии на полу простонародной больницы Левша не забывает о своем долге перед родиной. И последние свои слова он говорит во имя России, той страны, которая была не так уж ласкова с ним и приветлива. Левша неспроста спрашивает: «Не могу ли я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет?» Да, глядели, да только перчаток даже не сняли. Горько становится Левше, переживает он, ведь если они перчаток не снимали, значит, ничего не могли почувствовать. За этим вопросом скрывается глубокая мысль автора. Невольно становится обидно за Россию: все делается спустя рукава, поверхностно, демонстрационно.



Характерно, что имя Левши не называется. Это подчеркивает то, что выписанный на страницах сказа неприметный тульский мастер - это собирательный образ загадочной русской души. Да, таков русский народ эпохи крепостного права: бедняк в опорочках и ветхом азямчике, простой, скромный, неприхотливый. Учился Левша по «Псалтырю» и «Полусоннику», он не знал «нимало арифметики», но сумел сработать нечто «сверх понятия», поразившее «хитрых» англичан. Конечно, мастера не рассчитали до конца, да и могли ли они рассчитать, и испортили тонкий механизм стальной блохи. Да это и не их вина. Отсталость страны, показная ученость, забитость самого народа - вот истинные причины. На Руси живут по другим правилам. И тем не менее на­смотревшийся на благополучие англичан левша рвется домой.

Таим образом, в рассказе звучит тема трагической судьбы талантливой личности из низов при крепостном праве. Эта тема с большим и подлинным драматизмом отзовется во многих произведениях писателя.

Билет 9

  1. Н.С. Лесков. «Левша». Сочетание комического и трагического. Мир художественного слова писателя. (с. 397-400)

Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.

Пожалуй, самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в “Левше”, является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: “Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства” . Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.), “в своих... людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили”, но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых; гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант... В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества...

Левша - неказистый мужичок, с выдранными “при ученье” волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся “аглицкие” добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.

Непомерная любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа, что нередко оказывает губительное влияние на людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где “англичанина... привезли в посольский дом,... сразу позвали к нему лекаря и аптекаря...”, в то время как простого русского левшу “до самого утра... по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился...”.

Несмотря на трагичность судьбы главного героя, в произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров (“три человека,... один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...”), Левши (“...в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”).

С юмором описывает Лесков “спираль”, образовавшуюся от “безотдышной работы” “у мастеров в их тесной хороминке”, от которой “непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

Также комичность рассказу придает выдумка и остроумие автора, заключающиеся в использовании новых слов - иностранных слов, переделанных на русский манер или смешанных с исконно русскими выражениями. Примерами таких неологизмов являются слова: “тугомент” (“документ”), “нимфозория” (“инфузория”), “долбица” (“таблица”) и пр.

В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.

  1. С.А.Есенин. Стихотворения о Родине. Стихотворение наизусть. (с. 115-123)

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» замечательно не только искренним признанием поэта в любви к родине, но и тем, в какой поэтической форме это признание сделано, какими словами выражено. Первые же слова отсылают читателя к языку далеких предков. В речи восточных славян оборот «гой еси» был связан с упоминанием о здоровье и синонимичен слову «жить». Есенин обращается к родной Руси с пожеланием здоровья, жизни. поэт воспевает Русь деревенскую, крестьянскую. Строчка за строчкой рождают образы яркие, сочные, неожиданные.

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты - русская боль!” - восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”. Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, “скверного”, “железного гостя”, перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя “последним поэтом деревни”. Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Восхищение красотой родного края, изображение тяжелой жизни народа, мечта о “мужицком рае”, неприятие городской цивилизации и стремление постигнуть “Русь советскую”, чувство интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшаяся в сердце “любовь к родному краю” - такова эволюция темы родной земли в лирике Есенина.

Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Билет 10

1. А.С. Пушкин «Полтава». Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Пётр I и Карл XII. Роль Мазепы (выразительное чтение наизусть отрывка).

А.С. Пушкин хорошо знал и любил Украину, с которой познакомился во время своей южной ссылки. Он также интересовался событиями Петровской эпохи. В своей поэме «Полтава» Пушкин детально восстанавливает ход знаменитой битвы. Он дает понять, что ранее шведы почти не знали поражений, показывает, как развивались в тот день боевые действия: сначала шведы прорываются сквозь линию русских укреплений, откуда их обстреливает русская артиллерия(«сквозь огнь окопов рвутся шведы»), несут большие потери и теряют наступательный порыв. Затем в сражении наступает пауза («как пахарь битва отдыхает»). Наконец дело доходит до решительной схватки, в которой русские одерживают решительную победу. А.С. Пушкин точно характеризует психологическое состояние военачальников – Петра и Карла, дает потрясающие по своей меткости характеристики сподвижникам Петра («птенцы гнезда Петрова»).

Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:

…Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами…

Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.

Образ Мазепы Пушкина очень интересовал - и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. Мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни», «не помнит благостыни»), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.

Отрывок из поэмы «Полтава»

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Равняясь, строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се – равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

  1. Духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии». Связь с устным народным творчеством. (с. 43-51)

«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.

Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии - любви сильной и непобедимой, «до гроба».

Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом - ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает- мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа - князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.

После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.

Билет 11

1. Метафора, олицетворение как художественно-изобразительное средство.

МЕТАФОРА (греч. Μεταφορά - перенесение) - вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни, так как все эти три понятия ассоциируются по общему их признаку приближения к концу: жизни, суток, года. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

«Сказки»- одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - одна из самых ярких и запоминающихся сказок Щедрина. В ее центре - два генерала, оказавшиеся на необитаемом острове. Живя в Петербурге, генералы не знали никаких трудностей. Они ходили на службу в регистратуру, и служба эта сформировала у них только одно умение – поизносить «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Тем не менее генералы заслужили и пенсию, и личную кухарку, и все то, что позволило их старости быть сытой и безмятежной. Очнувшись однажды утром посреди острова, они испытали настоящий шок, потому что оказалось, что без посторонней помощи эти взрослые мужчины не могут ни добыть себе пищу, ни приготовить ее.

Создавая образы генералов, Салтыков-Щедрин активно использует гротеск. Огромным открытием для героев становится то, что «человеческая пища» в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет. По их представлению, «булки в том самом виде родятся, как их по утрам к кофею подают». Неумение обслужить самих себя в генералах пробуждает животные инстинкты: один откусывает у другого орден и немедленно проглатывает его.

Генералы умеют только доклады писать да почитывать «Московские ведомости». Другой пользы обществу они принести не могут. Фантастический сюжет помогает сатирику показать героев сказки в самом неприглядном виде. Герои предстают перед читателем глупыми, беспомощными, жалкими существами. Единственным спасением для них становится простой мужик. Перепуганные до смерти своим положением, генералы обрушиваются на него с гневом: «Спишь, лежебок!» По их мнению, мужик для того только и существует, чтобы обслуживать их генеральскую надобность. Мужик - большой умелец, он может и огонь добыть, и приготовить пищу, умеет выжить на необитаемом острове. Это, безусловно, автор ценит в своем герое. Подчеркивая его таланты, Щедрин использует гиперболу: сварить в пригоршне суп для мужика не проблема. Ему все нипочем, и недаром писатель называет его «мужичиной».

Билет 12

  1. Идея и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» (отрывок наизусть).

Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа.

В стихотворении «Железная дорога» Н. А. Некрасов с гневом и болью показывает, как строилась железная дорога между Петербургом и Москвой. Железная дорога была построена простыми русскими людьми, многие из которых потеряли в такой невероятно тяжелой работе не только здоровье, но и саму жизнь. Во главе строительства железной дороги стоял бывший адъютант Аракчеева граф Клейнмихель, который отличался крайней жестокостью и презрительным отношением к людям низшего сословия.

Уже в самом эпиграфе к стихотворению Некрасов определил тему произведения: мальчик спрашивает своего отца-генерала: «Папаша! Кто строил эту дорогу?» Стихотворение выстроено в форме диалога между мальчиком и случайным попутчиком, который и раскрывает ребенку страшную правду о строительстве этой железной дороги.

Первая часть стихотворения лирическая, она наполнена любовью к родине, к красоте ее неповторимой природы, к ее необъятным просторам, к ее покою:

Все хорошо под сиянием лунным.

Всюду родимую Русь узнаю…

Вторая часть резко контрастирует с первой. Здесь вырисовываются страшные картины строительства дороги. Фантастические приемы помогают автору глубже раскрыть весь ужас происходившего.

Чу! Восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

Жестокость по отношению к простым строителям, абсолютное безразличие к их судьбе показано в стихотворении очень ярко. Это подтверждают строки стихотворения, в которых погибшие на строительстве люди рассказывали о себе:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

В стихотворении Некрасов рисует картину, которая ранит сердце любого доброго и сострадательного человека. При этом поэт совершенно не стремился вызвать жалость к несчастным строителям дороги, его цель - показать величие и стойкость русского народа. Судьба простых русских людей, занятых на строительстве, была очень и очень тяжелой, но каждый из них внес свою лепту в общее дело. За окнами уютного вагона проходит череда изможденных лиц, вызывающих содрогание в душе ошеломленного ребенка:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Без труда, силы, умения и терпения простых людей было бы невозможно развитие цивилизации. В данном стихотворении само строительство железной дороги предстает не только как реальный факт, но и как символ очередного достижения цивилизации, которое является заслугой трудового народа. Лицемерны слова папаши-генерала о том, что:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать - разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!..

Не менее страшна и заключительная часть стихотворения. Народ получает свою «заслуженную» награду. За страдания, унижения, болезни, тяжелый труд подрядчик («толстый, присадистый, красный, как медь») дарит рабочим бочку вина и прощает недоимку. Несчастные люди довольны уже тем, что мучения их закончились:

Кто-то «ура» закричал. Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней урядники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Отрывок из стихотворения «Железная дорога»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою...

Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея сказа.

Цели:

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);
  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;
  • воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;
  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания;
  • этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся
  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;
  • этап организации восприятия и осмысления новой информации : дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;
  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;
  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;
  • этап контроля и диагностики : глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, учебник литературы автор: Коровин Н.Я., конспект урока, диагностический материал, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация «Тульские мастера», мультимедиа.

“ … Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологический этап:
Организация внимания.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ Николая Семеновича Лескова “Левша”.

Тема урока:

« Особенность проблематики и основная идея повести».

Сейчас мы повторим пройденный материал: (работа в группах)

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимательного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя «Разгадай кроссворд».

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет – изображение внешности героя в произведении.
Эпиграф – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Основная часть урока.

3. Этап постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока: Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея повести.

Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького « …Литературное творчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

М.Горький

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы (более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например , анализ чувства долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера , проблема неграмотности простого народа , проблема преклонения перед иностранным , проблема бесправия простого народа ).

Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

– Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений .)


– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. 2 . Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа ).

Например: Кунсткамера
Кизлярка
Нимфозория
Дансе
Тугамент

Мелкоскоп

Озямчик

Грандеву

Долбица

Свистовые

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

– Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками.

(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

  1. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний, постановка проблемного вопроса.
  2. Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

– А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

– Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства . (Вывод записывается в тетрадь.)

– Какое новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить! (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте , в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества . Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан. Талантливость и скромность мастера).

Презентация о тульских умельцах.


Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

Физкультминутка

– И так: является ли Левша праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

– Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;

Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

– Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.(Можно дать в качестве домашнего задания).

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

– Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходить”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

  1. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, - и чем-нибудь отведет”.

А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на выбор):

  1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).
  2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»

Личность и общество. Левша. Мы, батюшка, милостивое слово государево чувствуем и никогда его забыть не можем за то, что он на своих людей надеется, а как нам в настоящем случае быть, того мы в одну минуту сказать не можем, потому что аглицкая нацыя тоже не глупая… Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии. Об этом,-- говорит, -- спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные. Тут поместили левшу в лучшем виде, как настоящего барина, но он с другими господами в закрытии сидеть не любил и совестился, а уйдет на палубу, под презент сядет и спросит: "Где наша Россия?« Мне бы,-- говорит,-- два слова государю непременно надо сказать. Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этою верностью левша перекрестился и помер. Государство. Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Я вам голову сниму! Сиди,-- говорит,-- здесь до самого Петербурга вроде пубеля,-- ты мне за всех ответишь… что как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак -- такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся -- и, погрозивши, говорит: "Вот вам тугамент!« Тогда его сейчас обыскали, пестрое платье с него сняли и часы с трепетиром, и деньги обрали, а самого пристав велел на встречном извозчике бесплатно в больницу отправить. он в коридоре на полу лежал


Горькая ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев мастерства, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей -- это невыдуманный факт. Ружья чистили толчёным кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри- то -- резьба… вот и уничтожали её солдатики от избытка усердия. Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может спасти нас в лихую годину.


Проблема русского таланта. Если бы,-- говорит,-- был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы,-- говорит,-- увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал. -- И твое имя тут есть? -- спросил государь. -- Никак нет,-- отвечает левша,-- моего одного и нет. -- Почему же? -- А потому,-- говорит,-- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,-- там уже никакой мелкоскоп взять не может. Государь спросил: -- Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление? А левша ответил: -- Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши. имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил, а хотели прямо свое смелое воображение исполнить, да тогда и отдать. Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами не трогает. Александра Николаевна весь завод натянула, а нимфозория все-таки ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает. Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем. Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения, знали, то, бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник. Тогда бы вы могли сообразить, что в каждой-машине расчет силы есть; а то вот хоша вы очень в руках искусны, а не сообразили, что такая малая машинка, как в нимфозории, на самую аккуратную точность рассчитана и ее подковок несть не может. Через это теперь нимфозория и не прыгает и дансе не танцует.


«Левша» -- произведение невесёлое. В нём как будто всё просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью -- боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху без «мелкоскопов», но механизм-то они испортили: блоха больше не танцует.


Проблема власти. везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели -- Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру смотреть. Там,-- говорит,-- такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся. - Ах, ах, ах,-- говорит,-- как это так... как это даже можно так тонко сделать! -- И к Платову по-русски оборачивается и говорит: -- Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал. А государь Платову грустно говорит: -- Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: "Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут". А когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают. Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано. Я знаю, что мои русские люди меня не обманут. Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный -- ничего не забывал.




Проблема жанра. Определите род данного произведения. Это их эпос, и притом с очень "человечкиной душою". К какому эпическому жанру можно отнести данное произведение? Почему это не рассказ, не сказка? Каковы отличительные особенности сказа?


Сказитель (выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».) сказ - это жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи. Это повествование строится с учетом взглядов простых людей, потому в сказе звучит народная речь. «через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» кушетка укушетка, вестовые свистовые, таблица долбица, двухместная двухсестная, микроскоп мелкоскоп и др.


Близость сказа к произведениям устного народного творчества. Сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, двойственная авторская оценка персонажей - отличительные черты произведений Лескова. В центре повествования - характерный для сказки мотив состязания. Сюжетно-образным аналогом былинных описаний служит в «Левше» описание необычайно, сверхъестественно быстрой, с точки зрения рассказчика, езды Платова. Сюжетным аналогом мотива испытания патриотизма героя в былине является в «Левше» эпизод соблазнения героя англичанами и уговоров остаться в Англии

Для меня Лесков Н. С. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. Его проза -это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность.
На первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “Левша”. Этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора).
По-моему, “Левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.
В этом сказе Лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером Левшой, рассказывает о том, как Левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры англичан остаться, и о трагической смерти тульского мастера.
Первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, русские, со своим значением никуда не годимся”. Государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством английских умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.
Взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался Александр Павлович. Платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде Туле”. На что государь ему с грустью и говорит: “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.
Ясно видны на примере императора, Платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.
Критическое отношение Лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. Именно в изображении Александра, Николая, Платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. Попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило государя (“Пожалуйста, не порть мне политики”, - просит он Платова).
Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.
На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном - о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.
Что касается оформления, то в “Левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи), “студинг” (от пудинг и студень), Аболон полведерский, граф Кисельвроде и т. д.
Комичны и англичане, живущие возле “Твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными набалдашниками”. Неестественно и тоскливо их веселье: “Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.
Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения (подковки у блохи). Об этом прямо сказали Левше и англичане, когда он заявил им, что арифметики не знает, а всю науку русские люди проходят “по Псалтирю да по Полусоннику”.
В заключение мне хотелось бы немного рассказать об истории опубликования “Левши”. Образ талантливого мастерового не был понят современной Лескову критикой. Журналы “Отечественныезаписки”, “Дело” усмотрели в сказе славянофильские настроения. Лесков, по мнению рецензента “Отечественных записок”, парит высоко над Европой, превознося русские таланты. Газета “Новое время”, наоборот, вступилась за русский народ, которого якобы принижал автор “Левши”. Гениальный Левша преображается в забитого, безличного рабочего. Лескову пришлось ответить на критику и разъяснить подлинный замысел сказа.
Прежде всего, Лесков с негодованием отверг обвинения в принижении народа. “Этого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?” - писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша - это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой - “выразитель русского народа”.