О театре "ленком", история ленкома. Ленком. История здания

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, ныне возглавляющий театр, признается, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар Ленкома
Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

Молебен по случаю открытия Московского Купеческого клуба отслужили летом 1909. А фундамент здания по проекту архитектора Иванова-Шица, рьяного последователя стиля модерн, был заложен в 1907 году.

В тех местах, где остался целым дубовый паркет, мы ступаем сегодня по тем же половицам, по которым до нас прохаживались промышленник и меценат С.И. Мамонтов, композитор Н.Г. Рубинштейн, адвокат Ф.Н. Плевако, государственный муж К.П. Победоносцев, профессор Т.Н. Грановский и многие другие. С 1909 по 1917 купеческий клуб гостеприимно принимал представителей аристократических фамилий, усилиями которых Россия вошла в десятку самых развитых стран мира, - Волконских, Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Апраксиных.

В октябре 1917 года блестящий интерьер Купеческого клуба на Малой Дмитровке был осквернен людьми, непримиримо враждебными по отношению к бывшим хозяевам дома. Прежде здесь регулярно игрались драматические и музыкальные спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты. Теперь здание превратилось в политический клуб - "дом анархии". С этого момента интерьер начал разрушаться самым непоправимым образом. Реставрация нижнего вестибюля сумела изменить очень немногое. И, увы, то, что воссоздано, не идёт ни в какое сравнение с оригиналом, запечатленным на исторических фотографиях.



В 1918 году очаг анархистского движения в Москве на Малой Дмитровке был ликвидирован с помощью оружия, что не замедлило сказаться на самом здании. После "дома анархии" в здании бывшего Купеческого клуба обосновался Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова. Здесь 20 октября 1920 года состоялся III Всероссийский съезд РКСМ, где В.И.Ленин с обескураживающей простотой поведал миру о новой коммунистической морали: "Морально только то, что способствует победе пролетариата". Вождь мирового пролетариата первым в истории освободил вооруженную партию нового типа от такого досадного понятия, как совесть. Позднее у него появились знаменитые последователи. В 1923 году для коммерческой поддержки Коммунистического университета в его стенах был открыт кинотеатр, где шли преимущественно зарубежные фильмы.

Шедевры мирового кинематографа с участием Руфа Роллана, Гарри Пиля, Конрада Вейдта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса демонстрировались не во всех кинотеатрах Москвы. Так что директор знаменитого кинотеатра "Кино Малая Дмитровка, 6" М. Бойтлер, по свидетельству историка нашего дома Л.Польской, "щедро раздавал контрамарки молодым студентам ГИКа - Сергею Эйзенштейну и Сергею Юткевичу, а также приезжавшим из Петрограда ученикам Фабрики эксцентрического актера - Льву Кулешову и Михаилу Ромму, будущим корифеям советского кинематографа.




Будто на роду у этого дома было написано служить Музам, - справедливо заметила Л. Польская,- и предопределение это каким-то неведомым образом сказывалось на решениях тех, кто волен был распоряжаться судьбами московских домов. Повезло не всем».

"Ленкому" повезло - он материализовался в стенах, которые благоприятствовали искусству. Пространство, в котором работает наш театр, бесспорно, обладает магическими свойствами. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком", - театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

Театр, носящий некогда очень гордое звание государственного театра имени Ленинского Комсомола. В здании, где сейчас находится театр, успели «пожить» купеческий клуб, политический клуб «Дом анархии», Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический университет имени Свердлова, и, конечно, кинотеатр. Об истории театр Ленком расскажет сегодня сайт.

Здесь раньше купцы веселились ловко

Все началось в 1927 году. Именно тогда в Москве был организован первый Театр Рабочей Молодежи. До театра в здании располагался, например, Коммунистический университет, о котором Маяковский писал: «Здесь раньше купцы веселились ловко. Теперь университет для трудящихся — Свердловка». Вскоре такие театры стали появляться по всей стране буквально как грибы после дождя — пример был заразителен. В 1933 театр переехал на свое современное место жительства, а в 1938 был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, что и стало отправной точкой для появления той самой труппы Ленкома. Первым и самым знаменитым художественным руководителем стал Иван Берсенев, который возглавлял театр до самой своей смерти в 1951.

Театр имени Ленинского Комсомола

Булгаков, Дунаевский и Кукрыниксы под одной крышей

Времена руководства Берсенева были по-настоящему золотыми для театра. Подумать только, литературной частью театр тогда заведовал сам Михаил Булгаков!

Были времена, когда литературной частью Ленкома заведовал сам Булгаков

Он даже попробовал себя в качестве режиссера: поставил на сцене трагедию Кнорре «Тревога». Пару десятилетий спустя булгаковского «Мольера» поставит уже Анатолий Эфрос. За музыкальное сопровождение постановок в то время отвечал ничуть не менее знаменитый Исаак Дунаевский! Основы биомеханики Мейерхольда преподавала его родная дочь Ирина Хольд. А к сценографии приложили руку сами Кукрыниксы! Были, конечно, в семье Ленкома и другие знаменитые люди, художники, актеры и хореографы.


Иван Берсенев

Талантливые и бездарные

Поначалу театр был по-настоящему комсомольским: актеры работали днем в полную смену на фабриках и в бюро, а по вечерам приходили выступать. Но вскоре стало ясно, что достигнуть профессионализма в таких условиях будет тяжело, так что актеры перешли «на полную ставку». И сделано это было, как оказалось, не зря: театр быстро завоевал любовь публики. Современники вспоминали, что успех был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу.

Успех театра Ленком был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу

Актеры ценили его умение сплотить коллектив и отмечали его твердую руку. К тому же, он обладал прекрасным режиссерским почерком и незаурядным актерским талантом. Но обстановка в труппе тем не менее была непростой. Берсенев вспоминал: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. «Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!» — требовал один. Зато другой заявлял: «Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться». Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес».



Спектакль «Испанские безумства» на сцене Ленкома


Жди меня, и я вернусь

В театре не ограничивались классикой, хотя, конечно, на афише появлялись имена Ибсена, Ростана, Диккенса, позже — Пушкина и Островского. В первую очередь театр был направлен на дружбу с современными авторами. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с Константином Симоновым, еще не ставшим тогда автором знаменитых строк «Жди меня, и я вернусь…» За два месяца до начала Великой Отечественной на сцене появился «Парень из нашего двора». Это была пьеса-предчувствие, и спектакль дважды ставился в театре и после войны. А в 1944 в Ленкоме поставили пьесу «Так и будет», где главную роль исполнила жена Симонова, известная актриса Валентина Серова. У зрителей перехватывало дыхание, когда она со сцены читала проникновенные строки поэта.

Эра Эфроса

После смерти Берсенева настала эпоха Анатолия Эфроса. Он привел с собой Ольгу Яковлеву, Валентина Гафта, Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Теперь атмосфера в театре была другой: спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом, он поднимал в них нравственные вопросы.

Спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом

Его «Чайка» по Чехову и «Мольер» по Булгакову стали по-настоящему классическими. Но партийному руководству спокойный и задумчивый стиль Эфроса не нравился, маловато было в нем пафоса и героизма. В 1963 его уволили с формулировкой « как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара».



Анатолий Эфрос


Рождение рок-оперы

Третьим китом, на котором держится слава Ленкома, стал Марк Захаров. До прихода в театр он уже был знаменит на всю Москву своими эпатажными постановками, которые с трудом продирались через запреты цензуры. Смелые спектакли «Автоград XXI » и «Тиль» показали, что для Ленкома наступили новые времена, после тихого Эфроса — кричащий Захаров.

Именно при Марке Захарове на сцене советских театров появились рок-оперы

Именно при нем на сцене советских театров впервые появились рок-оперы: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и бессмертные «Юнона и Авось». Правда, слово «рок» на афише могло в те времена вызвать проблемы, так что театралы хитрили и строго именовали постановки «современными операми». Александр Абдулов, Николай Караченцев, Елена Шанина — это была настоящая театральная бомба, взорвавшаяся в самой столице.


Марк Захаров


Спектакль «Юнона и Авось»


В последнее время множество знаменитых актеров ушли из жизни: Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский. Елена Шанина заявила, что сейчас в театре «незаменимых целое кладбище». Но труппа не унывает и продолжает работать, а залы в театре все так же никогда не пустуют.

Екатерина Астафьева

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась здесь самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея Ермоловой, днем работающей у токарного станка, популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика - русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование - "Ленком". Это имя нам милее и дороже, хотя с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз - в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...


Плеяда "Эфроса"

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссёра, и для всего нашего театра - "В день свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь", "Снимается кино" Э. Радзинского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Мольер" М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами - В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром. По выражению А.Ширвиндта, "уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок". Дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей! Через пять-шесть лет театр почувствовал себя совсем плохо. Надежда забрезжила с приходом на директорскую должность Р.Г. Экимяна. То ли он предчувствовал изменение ситуации, то ли изменившаяся ситуация отрядила его выстраивать новый Ленком

Новый "Ленком"

В конце 1973 года в театре появился новый главреж (впоследствии - художественный руководитель), и свой драматург, и свой художник. Что случается нечасто. В 1974 году появилось нечто остроумное, музыкальное, стремительное, злое и веселое. Николай Караченцов, сыграв Тиля Уленшпигеля, проснулся знаменитым. Инна Чурикова придала спектаклю особое очарование и изящество. Заиграли все на удивление хорошо, особенно Д.Гошев, Е.Фадеева, М. Лифанова, Ю.Колычев, В.Проскурин, В.Ларионов, Б.Беккер и многие другие. Вдохновенно и весело зазвучали мелодии Геннадия Гладкова, впервые вживую исполненные музыкальным ансамблем "Аракс".

В музыкальное оснащение театра особый вклад внесли люди уникально одаренные: композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин. Бывший саратовский артист Олег Янковский вместе со студентом Александром Абдуловым и чудом российского искусства - Евгением Павловичем Леоновым заложили прочные основы новой актерской команды. Сюда скоро сбежала из театра Сатиры Татьяна Ивановна Пельтцер, из театра на Малой Бронной явился сам Леонид Сергеевич Броневой, из Ленинграда приехала Елена Шанина. Появились спектакли, о которых говорили и спорили зрители, критики, отечественные и зарубежные СМИ: "В списках не значился" Б.Васильева, "Иванов" А.Чехова, "Вор" В. Мысливского, "Жестокие игры" А.Арбузова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова и П.Грушко, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, "Юнона и Авось" А.Вознесенского и А.Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Мудрец" А.Островского, "Поминальная молитва" Г.Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Чайка" А.Чехова, "Королевские игры" Г.Горина и Ш.Каллоша, "Аквитанская львица", "Пер Гюнт" Ибсена, "Испанские безумства", "Ложь во спасение" и другие. Сформировалось так называемое второе поколение "Ленкома" - залог нашего долголетия: Д.Певцов, А. Захарова, Т.Кравченко, А.Лазарев, В. Раков, Н.Щукина, С.Степанченко, И.Агапов, А.Соколов, А.Леонов, А.Сирин, И.Фокин и другие.

Похоже, Ленкому удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми и посещаемыми. Причём, иногда благодаря одной только безвестной молодежи, которая через несколько месяцев становится и любимой, и популярной, и почитаемой в российском театральном и кинематографическом пространстве. Это Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие. Сегодня зрительный зал Ленкома переполнен, и наш театр продолжает уверенный путь к своему столетию.

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» - с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии - спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года. Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь на сайте театра у вас есть возможность познакомиться с книгой.
Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).