Что значит быть патриотом и кто имеет право носить это гордое звание? Методическая разработка классного часа «Что значит быть патриотом

Сочинение: «Что значит быть патриотом»?

Берег твой океан штурмовал,

Нас на прочность Урал проверял,

Но своим многоцветным полярным сиянием,

Всю Россию Ямал освещал.

Мы тебя не сдадим никогда,

Здесь родные для нас города,

Самым главным богатством великой России

Оставайся, Ямал, навсегда!

Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия переживает множество событий. Сегодня в погоне за материальными благами люди забывают о патриотизме, любви к Родине, о возрождении нашего общества..

Быть патриотом - значит работать на свою страну, на свой народ в их интересах, уважительно и бережно относится к истории и своему прошлому.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. А нам есть чем гордиться! Вспомним подвиг народа в Великой Отечественной войне гг!

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Вошли в жизнь мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: "Моя хата с краю, ничего не знаю".

Психологическое и духовное состояние россиян сегодня – это постоянная тревога о перспективах собственной жизни и жизни своих близких. Острейшие проблемы, которые не дают свободно вздохнуть ни отдельному человеку, ни средней российской семье, ни региону, ни стране в целом. Россияне не чувствуют себя хозяевами в своей стране, становятся в ней чужими: и в больших городах, и в забытых богом и властью деревнях.

Нужно, чтобы граждане России могли жить в своей стране, учиться в своей стране, работать в своей стране, защищать свою страну и гордиться своей страной.

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен.

Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ, желание делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Патриотизм- сокровенное чувство, не обязательно заметное окружающим, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники

Патриотизм - чувство индивидуальное , у каждого оно проявляется по-разному, и каждый понимает его по-разному, но всех объединяет одно сохранение и укрепление своей родины. В наше время само слово «патриот» порой приходится слышать с издевкой, с иронией, что само по себе громче всех транспарантов, призывающих к патриотизму. Или человек, называя свои недостатки либо достоинства, чаще всего может услышать о том, какой он честный, умный, но немногие характеризуют себя, называя себя «патриотом»..........

Я бы хотела добавить, честно, раньше я даже не задумывалась о том, патриот ли я? Оказалось, нужно выяснить только одно: что для тебя Родина и вызывает ли она в сердце трепет?

Россия, Русь - моя великая Родина!

Есть такая песня, которая называется « С чего начинается родина…». Так вот, моя Родина начинается с Ямала, с родного города, где живут мои самые близкие люди.

Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает, посыпает. Приползет туча – накроет тундру холодная тень. За ней вторая – опрыснет частым дождем. Третья – пробарабанит крупой ледяной. Четвертая – снегом засыпает. Хорошо, если пятая мимо пройдет – тогда опять солнышко и тепло.

Красива тундра!!!

Ярче всего она летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие.

На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней – золотым. Бесконечная тишина. И время остановилось.

На Севере живут мужественные, смелые люди. Суровая природа требует, чтобы человек был смелым, решительным, сильным. На Севере люди разводят оленей. Олень – очень полезное животное. Он заменяет человеку лошадь и машину, он дает ему мясо и теплую шерсть. Оленеводы пасут стадо оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох ягель.

На Ямале живут люди, которые заняты на добыче газа, – газодобытчики. Они добывают для страны газ, который необходим людям.

А тундра наша хороша.
Кусты темнеют мехом рысьим,
Снежинки кружат не спеша,
Блестят на солнце словно бисер.

Безработица" href="/text/category/bezrabotitca/" rel="bookmark">безработных , немощных людей.

Да, мы должны стать терпимее друг к другу, прощать вольные и невольные ошибки. И тогда люди поверят в самое доброе, будут счастливы! Ну, а счастье – это когда вы здоровы и здравствуют ваши близкие, когда ваша семья живет в достатке, когда вы уверены в будущем, когда вы любите и любимы. Для российских граждан эти ценности всегда были и остаются!

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

« Что значит быть патриотом? »

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы

г. Городец

201 8 год

Пояснительная записка

Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

    Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

    Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

    видеоролики патриотической тематики;

    подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

    раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

    ПК с колонками;

    раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II . Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

    Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

    Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

    А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III . Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина ?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1 ). Пример кластера:

Земля предков



Место, где человек проживает

РОДИНА

Место, где ты родился





Место, где человек чувствует себя комфортно



Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что - то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.

Теперь перейдем к понятию «патриот ».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2 ), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

    Берегите землю родимую, как мать любимую

    В бою за Отчизну и смерть красна

    Дома и стены помогают

    Где родился, там и пригодился

    Главное в жизни – служить Отчизне

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

    Дым Отечества светлее чужого огня

    Жить - Родине служить

    Кто за Родину горой, тот истинный герой

    Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

    Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

    Любовь к Родине сильнее смерти

    На чужой стороне Родина мила в двойне

    На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

    Нет в мире краше Родины нашей

    О тех и радио вещает кто Родину защищает

    Одна мать родна и Родина одна

    Родина – мать, умей за нее постоять

    Родину головой оберегают

    Родину, как и родителей не выбирают

    Родной край – сердцу рай

    С родной земли – умри не сходи

    Смело иди в бой, Родина за тобой

    Та земля мила, где мать родила

    Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3 ) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV . Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:

Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Что, по мнению наших сограждан, значит быть патриотом и в чем проявляется истинный патриотизм? С одной стороны, по данным социологических опросов, выросло количество россиян, считающих, что патриотизм - это, прежде всего, любовь к родине. А с другой - за последние годы граждане нашей страны стали более терпимы к тем поступкам, которые раньше считались непатриотичными. В чем же причина? По мнению экспертов, в данном случае все же нельзя говорить о значительном спаде патриотизма. Речь, скорее, идет о размывании представлений и норм советского времени.

Казалось бы, все просто: патриотично - любить свою родину. Непатриотично - уклоняться от службы в армии, не голосовать на выборах, не платить налоги и не знать государственный гимн, родной герб и флаг. Однако как показывают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), все намного сложнее.

К примеру, быть патриотом для большинства россиян означает любить свою страну, причем за два года это мнение стало более популярным (71 процент). Тем не менее, значительно реже наши сограждане стали видеть патриотизм в защите своей страны от разного рода нападок, работе на благо Родины или стремлении к реальному улучшению положения дел. 19 процентов россиян считают, что быть патриотом - значит считать, что твоя страна лучше, чем другие. 18 процентов - говорить о своей стране правду. В меньшинстве те, кто считает, что преданность своей стране заключается в том, чтобы не видеть в ней недостатков (пять процентов).

Как выяснили эксперты, за прошедшие два года россияне стали чаще определять патриотизм как любовь к своей стране (с 65 до 71 процентов) и мнение, согласно которому своя страна лучше других (с 16 до 19 процентов). Однако наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патриотом - значит стремиться к улучшению положения дел в стране (с 36 до 26 процентов) и работать на ее благо (с 34 до 26 процентов).

Молодежь, в большинстве своем, увы, предпочитает любить Родину на словах, а не на деле. Так, к примеру, 18-24-летние респонденты чаще других склонны считать, что быть патриотом значит просто любить свою страну (75 процентов) и считать, что твоя страна самая лучшая. А вот для 35-44-летних характерно понимание патриотизма как стремление к улучшению ситуации в стране и работы на ее благо.

Согласно опросам социологов, за последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые традиционно считаются непатриотичными. Так, все большую лояльность наши сограждане демонстрируют по отношению к работе за рубежом, иммиграции, игнорированию голосования на выборах и даже "откосу" от армии.

Правда, некоторые поступки по-прежнему считаются недопустимыми ни при каких обстоятельствах. Однако в меньшей степени, чем раньше. Это, например, касается уклонения от уплаты налогов (с 65 до 57 процентов). А вот незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным (с 48 процентов в 2006 году до 60 процентов в текущем году).

Выявленный социологами спад патриотичности директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий объясняет довольно просто: размыванием сложившейся еще во времена Советского Союза модели или, лучше сказать, понимания сути патриотизма.

"На мой взгляд, мы видим сейчас не исчезновение патриотизма, а скорей размывание традиционных, установленных еще в советское время представлений и норм того, что нужно считать патриотичным и непатриотичным, - отмечает эксперт в интервью "Правде.Ру". - То есть целый ряд действий, которые советское государство совершено сознательно стремилось представить как непатриотичные, они все равно являются массовыми на сегодняшний день, но не достаточно распространенными".

В качестве примера "непатриотичного действия" эксперт называет поездку за границу. "Нам долго объясняли, что советский человек не должен хотеть ехать за границу. В результате советский человек страшно захотел ездить за границу. И как только границу открыли, все бросились путешествовать, а кто-то даже уезжать, - поясняет Борис Кагарлицкий. - Т.е. вопрос не в том, любят ли люди свою страну, а в том, что государство понимает в качестве норм патриотизма".

По мнению политолога, мы столкнулись не с тем, что жители России стали мене патриотичными, а с тем, что изменились формальные представления о том, что можно, а что нельзя считать патриотичным. При этом политолог убежден, что новый комплекс представлений о патриотизме пока еще не сложился. И проблемы в данном случае, не у населения, считает эксперт, а у тех, кто пытается определить понятие "патриотизм" без учета реальностей современной жизни. "Это не значит что люди стали менее патриотичными. Это значит, что старая система оценок не дает нам реальной картины", - заключает директор Института глобализации и социальных движений.

Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков называет патриотизм "иммунной системой народа". "И его ослабление крайне опасно, - говорит "Правде.Ру" известный писатель. - И распад государств, и исчезновение народов, и утрата самоидентификации, и растворение в чужих культурах начинается именно с утраты патриотизма".

"Насколько мне известно, - а я довольно много езжу по разным странам - даже в странах объединенной Европы существуют развернутые программы по поддержанию своего языка, своей культуры, по разработке именно своей версии истории, - отмечает Поляков. - Естественно, каждый народ имеет в своей истории мрачные и героические страницы. Однако историю они стараются писать так, чтобы светлые и героические станицы были на первом плане, а мрачные - на втором. И это правильно, потому что воспитывать (молодежь) нужно на патриотическом примере".

В России происходит ослабление патриотического сознания, считает главред "Литературной газеты". И, как следствие - и пиетета перед собственным государством. Причем антипатриотизм пропагандируется и насаждается, как это ни парадоксально,за счет государства, считает Поляков. "К сожалению, наша медийная интеллигенция - особенно та, которая пришла после 1991 года - вся воспитана на духе если не антипатриотизма, то такого иронически пренебрежительного отношения к этому свойству человеческого сознания", - резюмирует писатель.

Тема урока: Что значит быть патриотом?

Цель урока:
- обеспечить условия для формирования учебной деятельности, мотивации для дальнейшего изучения тем раздела «Родина»,
- усвоения понятий «патриот», «федерация», «субъект федерации», «многонациональное государство». Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине;
- воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
-воспитание патриотических чувств к Родине и её истории.
Задачи:
-проследить историю происхождения термина «патриот» и «патриотизм»;
-сформировать умение работы с правовым документом; развитие навыка работы с картой, оценки и самооценки;
-повысить уровень сформированности патриотического компонента в мировоззрении обучающихся, национальную гордость и активную гражданско-патриотическую позицию через приобщение учеников к героическим страницам прошлого и настоящего России;
- формирование желания: приносить пользу Родине, служить Отечеству.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку.
Плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».
Ход урока
I.Орг. момент
II.Изучение нового материала
Воспитывая патриотов, деловых людей можно быть уверенными и в развитии и в становлении нормального общества и сильной державы.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
(А.П.Чехов).
Вот почему с раннего возраста вместе с образованием в каждом человеке воспитываются трудолюбие, здоровый образ жизни, эстетические вкусы, нравственность, коммуникабельность, патриотизм и другие качества.
Сегодня на уроке мы будем с вами размышлять о том замечательном качестве человека, которое не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое - имена таких людей живут в народной памяти веками.
- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях, связанных общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?
- Существует ли, на ваш взгляд, разница между героем и патриотом?
- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?
Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Что же означает понятие «федерация»?
Терминологическая работа
- Найдите в словаре объяснение слова «федерация».
Федерация - союзное государство, состоящее из объединившихся го-сударств или государственных образований, сохраняющих определенную юридическую и политическую самостоятельность; соответствующая фор¬ма государственного устройства. (запись определения в тетрадь)
Работа с картой
Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а также Москва и Санкт-Петербург. Это субъ¬екты Российской Федерации.
Работа с Конституцией
Найдите в Конституции, какие субъекты входят в ее состав? (статья 65 гл.3. 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа)
- В каком субъекте РФ мы с вами живём?
Общий государственный язык, общая история, общая Родина - все это сближает народы Россий¬ской Федерации. Нет среди наро¬дов великих и малых. Есть только малочисленные и многочисленные, все они имеют равные права. Все народы достойны уважения. Ува¬жение к другим народам - черта патриота. Настоящий патриот ни¬когда не унизит человека другой национальности.
Слово «патриот» заимствовано из греческого языка. У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в од¬ном месте). Другое название земляков - соотечественники. Уже в самом древнем значении слова «патриот» отражается связь меж¬ду человеком и местом его рождения.
Место рождения именуют по-разному: родина, отечество, от¬чизна. В последних двух словах явно слышится общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов (предков).
- А что значит быть патриотом?
Современный словарь определя¬ет значение слова «патриот» так: это человек, любящий свое Оте¬чество, преданный своему народу, готовый на жертвы и соверша¬ющий подвиги во имя интересов своей Родины (запись определения в тетрадь).
Родина у человека одна, как и родная мать. Часто эти два сло¬ва звучат рядом - Родина-мать.
Патриотизм – любовь к Родине, своему народу (запись определения в тетрадь).
Итак, чтобы быть патриотом, нужно любить свою Родину. Казалось бы, как это просто. В самые трудные времена, когда смертельная опасность грозила Отечеству, люди вставали на его защиту. Такой опасностью была Великая Отечественная война 1941-1945 годов.
ПАТРИОТИЗМ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, патриотический дух Русского Народа проявился уже в первые месяцы войны. Только в Москве были сформированы 12 дивизий народного ополчения и 25 истребительных батальонов. Писатель-фронтовик К. Симонов сказал тогда о Москве: «Город, похожий на русского человека, такой же непобедимый, как и сам русский человек».
Советский патриотизм военного периода был в действительности неразрывно связан с интернационализмом, истинно братской дружбой народов СССР.
Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битве за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии-героических советских бойцов, командиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.
Патриотизм и национальное единство в годы войны проявились в различных формах поддержки Армии. Были созданы фонды Красной Армии, Обороны, помощи семьям и детям фронтовиков, инвалидов Великой Отечественной войны. На средства людей разных национальностей, внесенные в Фонд
Патриотический порыв русских людей проявился в многочисленных случаях героизма в самых разных областях народной жизни как среди военных, так и среди гражданских.
Самолет капитана Н. Ф. Гастелло 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны на дороге Радошкевичи-Молодечно получил пробоину в бензобаке. Возник пожар. Тогда Гастелло вместе с экипажем (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и ст. сержант А. А. Калинин) приняли решение не покидать самолет на парашютах. Горящая машина была направлена на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом, уничтожив многие десятки немецких солдат и большое количество военной техники.
Война давала все новые и новые примеры героического самопожертвования русских солдат. Курсант пехотного училища А. Матросов добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февр. 1943 в бою за д. Чернушки (Калининский фронт) прорвался к вражескому дзоту и закрыл своим телом амбразуру, пожертвовав собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. Матросов спас жизнь десяткам своих товарищей, оказавшихся под прицельным огнем врага. Воспользовавшись замешательством противника, русские солдаты пошли в атаку и вытеснили оккупантов.
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
III. Закрепление.
1.Когда началась и когда окончилась ВОВ. Сколько дней и ночей она продолжалась?
2.Какой подвиг совершил рядовой Александр Матросов? Сколько воинов его повторили в ВОВ?
3.Какой подвиг совершил летчик Виктор Талалихин? Когда это было?
4.Когда состоялся парад Победы на Красной площади в Москве?
III.Рефлексия
На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся аргументируют свои позиции по теме урока: «Что значит быть патриотом», в которой уже отсутствует вопросительный знак.
IV. Домашнее задание: подобрать пословицы о патриотизме.