Театр ленком прежде сканворд 4 буквы. Московский государственный театр «Ленком

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, ныне возглавляющий театр, признается, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар Ленкома
Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах. Здесь создавались агитационно-политические спектакли о жизни советской молодежи, которые «рассматривались не как театральное явление, а как общественное выступление по поводу того или иного факта… вопроса». Первые пьесы-сценарии – Зови Фабком , Зеленые огни (обе 1928) и Дай пять (1929) – были написаны и исполнены самими рабочими-комсомольцами. В 1931 коллектив получил статус профессионального театра.

В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И.Судаков, В.Станицын, Н.Баталов, Н.Хмелев, Н.Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. Первым музыкальным руководителем ТРАМа был И.Дунаевский, заведующим литературной частью М.Булгаков, биомеханику преподавала И.Хольд, дочь Вс.Мейерхольда, спектакли оформляли Е.Кибрик, молодые Кукрыниксы . В ТРАМе началась актерская карьера Н.Крючкова.

В 1933 театр возглавил Судаков. Под его руководством поставлены Бедность не порок А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Как закалялась сталь Н.Островского (1937).

В 1938 ТРАМ (20 февраля 1938 переименован в Московский театр имени Ленинского комсомола) возглавил режиссер и актер, ученик К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, соратник М.Чехова И.Н.Берсенев (1889–1951). Вместе с ним в труппу пришли мастера мхатовской школы С.Бирман , С.Гиацинтова, А.Вовси, Р.Плятт , Б.Оленин и др. В сочетании с талантливыми представителями молодежного театра они составили разнообразную по дарованиям и амплуа труппу, открыв новый и успешный этап в ее истории. Именно при Берсеневе театр стал по-настоящему популярен. В этот период здесь играли Е.Фадеева, В.Серова, Т.Окуневская, Г.Карнович-Валуа, А.Козлова и другие. Берсенев был уверен, что «театр для молодых должен стать театром высокой культуры и... пренебрегать духовными богатствами классической драматургии значило бы обкрадывать и артистов, и зрителей». В афише театра этого периода Нора Х.Ибсена (1939), Зыковы (1940) и Васса Железнова М.Горького, История одной любви (1940), Парень из нашего города (1941), Так и будет (1944), Под каштанами Праги (1945), Русский вопрос (1947) К.Симонова, Живой труп Л.Толстого (1942), Фронт А.Корнейчука (1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1943), Месяц в деревне И.Тургенева (1944), Наш общий друг по Ч.Диккенсу (1946), За тех, кто в море Б. Лавренева (1947), Семья Попова (1949), Валенсианская вдова Лопе де Вега и др.

После смерти Берсенева театром руководили Гиацинтова (1952–1956), С.А.Майоров (1957–1960), Б.Н.Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – Новые люди по Н.Чернышевскому (1952); Годы странствий Арбузова (1954), Вишневый сад А.Чехова, Друзья-сочинители Н.Винкетерн (1954); В доме господина Драгомиреску Х.Ловинеску (1955); Пароход зовут «Орленок » А.Галича (1959); Большое волнение И.Дворецкого, Бесприданница А.Островского (1962).

В 1963 театр возглавил А.В.Эфрос. «Добрым, многообещающим началом» назвали дебют Эфроса на ленкомовской сцене – спектакль В день свадьбы В.Розова (1964): «Ни в одном театре, пожалуй, не получалось более цельного, более точного воспроизведения розовской драматургии, чем в спектаклях Эфроса». Затем последовали 104 страницы про любовь (1964) и Снимается кино (1965) Э.Радзинского, Мой бедный Марат Арбузова (1965). В спектаклях Эфроса на сцене театра им. Ленинского комсомола выходила плеяда молодых артистов: В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, О.Яковлева, В.Ларионов, М.Державин, А.Ширвиндт и др. Чайка Чехова (реж. Эфрос, 1966) опрокидывала «все чеховские штампы нашей сцены». Здесь вместо колдовского озера возник резкий образ – «театр как эшафот, где казнят художника». Это был спектакль о Треплеве и для Треплева (В.Смирнитский), Нину (О.Яковлева) в финале ждало наказание: болезнь и театр в Ельце – расплата за предательство художника. В Мольере Булгакова (реж. Эфрос, 1966) отчетливо прозвучала тема комедиантства, его изначальной двуликости. В 1967 Эфрос был уволен из театра.

В 1973 главным режиссером театра стал М.А.Захаров . В этот период в театр пришли Т.Пельцер, Е.Леонов, Л.Броневой, О.Янковский и мн. др. История «Ленкома» под руководством Захарова – «это история благополучно преодолеваемых запретов – и идеологических, и вкусовых».

В 1974 был выпущен первый советский мюзикл Тиль Г.Горина по мотивам Ш. де Костера; в 1976 – Звезда и смерть Хоакина Мурьеты П.Грушко по мотивам П.Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера Юнона и Авось А.Вознесенского – А.Рыбникова. А.Тарковский поставил в театре Гамлета У.Шекспира (1976).

Одновременно с мюзиклами и серьезными работами здесь выпускали т.н. «поделки» – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973) и Проводим эксперимент В.Черных и Захарова (1984); советскую классику Парень из нашего города К.Симонова (1977), Жестокие игры Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О.Шейнциса), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983), Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М.Шатрова Революционный этюд (1978) и Диктатура совести (1986) и др.

Сразу две громкие премьеры Захаров представил в 1989: Мудрец по А.Островскому и Поминальная молитва Горина по Шолом-Алейхему.

Кинорежиссер Г.Панфилов выпустил Гамлет Шекспира (1986) и спектакль Sorry А.Галина (1992).Сам Галин поставил в Ленкоме свою пьесу Чешское фото (1995).

С 1991 театр носит название «Ленком». В 1990-е годы в его репертуаре появились в постановке Захарова Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993), Чайка Чехова (1994), Королевские игры Горина – Ш.Каллоша (1995), Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997), Мистификация , представление пьесы Н.Садур Брат Чичиков (1999), Город миллионеров по Филумене Мартурано Э. Де Филлипо (реж. Р.Самгин, 2000).

Театр, носящий некогда очень гордое звание государственного театра имени Ленинского Комсомола. В здании, где сейчас находится театр, успели «пожить» купеческий клуб, политический клуб «Дом анархии», Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический университет имени Свердлова, и, конечно, кинотеатр. Об истории театр Ленком расскажет сегодня сайт.

Здесь раньше купцы веселились ловко

Все началось в 1927 году. Именно тогда в Москве был организован первый Театр Рабочей Молодежи. До театра в здании располагался, например, Коммунистический университет, о котором Маяковский писал: «Здесь раньше купцы веселились ловко. Теперь университет для трудящихся — Свердловка». Вскоре такие театры стали появляться по всей стране буквально как грибы после дождя — пример был заразителен. В 1933 театр переехал на свое современное место жительства, а в 1938 был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, что и стало отправной точкой для появления той самой труппы Ленкома. Первым и самым знаменитым художественным руководителем стал Иван Берсенев, который возглавлял театр до самой своей смерти в 1951.

Театр имени Ленинского Комсомола

Булгаков, Дунаевский и Кукрыниксы под одной крышей

Времена руководства Берсенева были по-настоящему золотыми для театра. Подумать только, литературной частью театр тогда заведовал сам Михаил Булгаков!

Были времена, когда литературной частью Ленкома заведовал сам Булгаков

Он даже попробовал себя в качестве режиссера: поставил на сцене трагедию Кнорре «Тревога». Пару десятилетий спустя булгаковского «Мольера» поставит уже Анатолий Эфрос. За музыкальное сопровождение постановок в то время отвечал ничуть не менее знаменитый Исаак Дунаевский! Основы биомеханики Мейерхольда преподавала его родная дочь Ирина Хольд. А к сценографии приложили руку сами Кукрыниксы! Были, конечно, в семье Ленкома и другие знаменитые люди, художники, актеры и хореографы.


Иван Берсенев

Талантливые и бездарные

Поначалу театр был по-настоящему комсомольским: актеры работали днем в полную смену на фабриках и в бюро, а по вечерам приходили выступать. Но вскоре стало ясно, что достигнуть профессионализма в таких условиях будет тяжело, так что актеры перешли «на полную ставку». И сделано это было, как оказалось, не зря: театр быстро завоевал любовь публики. Современники вспоминали, что успех был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу.

Успех театра Ленком был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу

Актеры ценили его умение сплотить коллектив и отмечали его твердую руку. К тому же, он обладал прекрасным режиссерским почерком и незаурядным актерским талантом. Но обстановка в труппе тем не менее была непростой. Берсенев вспоминал: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. «Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!» — требовал один. Зато другой заявлял: «Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться». Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес».



Спектакль «Испанские безумства» на сцене Ленкома


Жди меня, и я вернусь

В театре не ограничивались классикой, хотя, конечно, на афише появлялись имена Ибсена, Ростана, Диккенса, позже — Пушкина и Островского. В первую очередь театр был направлен на дружбу с современными авторами. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с Константином Симоновым, еще не ставшим тогда автором знаменитых строк «Жди меня, и я вернусь…» За два месяца до начала Великой Отечественной на сцене появился «Парень из нашего двора». Это была пьеса-предчувствие, и спектакль дважды ставился в театре и после войны. А в 1944 в Ленкоме поставили пьесу «Так и будет», где главную роль исполнила жена Симонова, известная актриса Валентина Серова. У зрителей перехватывало дыхание, когда она со сцены читала проникновенные строки поэта.

Эра Эфроса

После смерти Берсенева настала эпоха Анатолия Эфроса. Он привел с собой Ольгу Яковлеву, Валентина Гафта, Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Теперь атмосфера в театре была другой: спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом, он поднимал в них нравственные вопросы.

Спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом

Его «Чайка» по Чехову и «Мольер» по Булгакову стали по-настоящему классическими. Но партийному руководству спокойный и задумчивый стиль Эфроса не нравился, маловато было в нем пафоса и героизма. В 1963 его уволили с формулировкой « как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара».



Анатолий Эфрос


Рождение рок-оперы

Третьим китом, на котором держится слава Ленкома, стал Марк Захаров. До прихода в театр он уже был знаменит на всю Москву своими эпатажными постановками, которые с трудом продирались через запреты цензуры. Смелые спектакли «Автоград XXI » и «Тиль» показали, что для Ленкома наступили новые времена, после тихого Эфроса — кричащий Захаров.

Именно при Марке Захарове на сцене советских театров появились рок-оперы

Именно при нем на сцене советских театров впервые появились рок-оперы: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и бессмертные «Юнона и Авось». Правда, слово «рок» на афише могло в те времена вызвать проблемы, так что театралы хитрили и строго именовали постановки «современными операми». Александр Абдулов, Николай Караченцев, Елена Шанина — это была настоящая театральная бомба, взорвавшаяся в самой столице.


Марк Захаров


Спектакль «Юнона и Авось»


В последнее время множество знаменитых актеров ушли из жизни: Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский. Елена Шанина заявила, что сейчас в театре «незаменимых целое кладбище». Но труппа не унывает и продолжает работать, а залы в театре все так же никогда не пустуют.

Екатерина Астафьева

Московский государственный театр Ленком имеет давнюю и очень богатую историю. Многие считают, что отсчет ее начинается с появления ТРАМа, но на самом деле все куда интереснее. В далеком 1909 году в здании, где располагается и ныне Ленком, а именно, в доме 6 по Малой Дмитровке, появился Купеческий клуб.

Уже в те времена в этом прекрасном строении, выполненном в модном для былых и наших дней стиле модерн, возведенном известным архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем, стало собираться культурное и прогрессивное общество. В доме, называемом сегодня историческим, встречались именитые промышленники и меценаты.

В Купеческом клубе на Малой Дмитровке ставились вокально-музыкальные репризы и давали драматические спектакли. Сюда приезжали аристократы. Здесь зажигались звезды и выступали легенды культуры и искусства. Меценатство процветало.

Марк Захаров, возглавивший прославленный Ленком, еще в прошлом веке, не раз упоминал о том, что дом этот несет на себе особую энергетику. Он притягивает и завораживает.

Даже крах богемной атмосферы Купеческого клуба, происшедший в период революции и усугубленный последующей гражданской войной, не смог положить конец харизме этого здания. С ним неразрывно связана история одной из легенд московской сцены. Театр имени Ленинского Комсомола был официально зарегистрирован как организация лишь в 1938 году.

Про здание Ленкома

С учетом вышеописанного первого пристанища Мельпомены можно утверждать, что возраст театра Ленком уже давно перевалил за столетний рубеж, хотя официально столетие пока не отмечается. Здание возводилось в течение двух лет - с 1907-го по 1909-й. Знаменитому архитектору Иванову-Шицу помогал В. К. Олтаржевский, который в дальнейшем стал крупнейшим специалистом по высотному строительству в СССР.

В 1913-1914 годах у Купеческого Клуба появилась пристройка, возведенная по проекту архитекторов Адамовича и Маята. Труды двух гениев архитектуры и их последователей, которые тоже получили путевку в жизнь на Малой Дмитровке, увенчались успехом.

Здание сегодня входит в список шедевров начала прошлого века и внесено в копилку московской архитектуры. Конечно, не все время оно работало на Мельпомену.

После революции и до размещения в нем Ленкома здесь базировался политический клуб «Дом анархии».

Здание было также перепрофилировано под размещение Коммунистического Университета им. Свердлова. Именно в этот период в его стенах состоялось несколько знаменательных выступлений Ильича, ценимых историками эпохи.

В 1923 году здание в очередной раз сменило ориентацию. Университет закрыли, а строение реконструировали под кинотеатр, названный скромно - «Малая Дмитровка».

Через 4 года существования кинотеатра его вновь реорганизовали. Появился Театр Рабочей Молодежи под управлением комсомольской организации - ТРАМ, прообраз целой серии театров а-ля комсомол.

В 1937 году легенду Комсомола объединили с театром Рубена Симонова. Объединенный коллектив был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, который стал Ленкомом в 1990-м, но это уже другая история.

Первым художественным руководителем назначили Ивана Берсенева, который бессменно возглавлял любимую труппу до смерти. Далее театр доверили его вдове Софье Гиацинтовой. До 60-го года его возглавлял Майоров, затем 2 года Толмазов. В 1963 году роль главного режиссера начал успешно исполнять Анатолий Эфрос. После его ухода несколько лет трудился Владимир Монахов. Бессменным художественным руководителем театра с 1973 года является Марк Захаров, но это тоже следующая история.

Великие вехи развития театра Ленком

Если Купеческий клуб не принимать в расчет, то первые удачные попытки создать театр для молодежи были сделаны через 7 лет после революции. Улеглись боевые страсти, и молодежь обнаружила тягу к прекрасному.

Идеи революции, конечно, красной нитью проходили через все творчество первого коллектива энтузиастов, которым удалось сформировать что-то на подобии труппы. Ее незамысловато назвали ТРАМ - Театр Рабочей Молодежи. Коллектив ТРАМа стал первой профессиональной труппой в новой стране.

Вчерашние студенты театральных училищ, а порой и просто свободные люди, ведомые желанием приобщиться к миру искусства, давали первые спектакли, уверенно заявляя о наступлении новой советской театральной эры. Вряд ли кого-то удивит тот факт, что первые спектакли имели совершенно определенную идеологическую направленность.

Без духа революции нельзя было обойтись даже в актерской игре, а не то что в выборе пьес. Даже названия спектаклей напоминали лозунги. Давали «Зови фабком», «Дай пять», «Как закалялась сталь», «Страна должна знать» и аналогичные им.

Усилия талантливых молодых людей были оценены. Труппа привлекла к себе внимание активными культурными экспериментами. Случайные люди со сцены постепенно испарились. В театре постепенно сложилась группа профессиональных актеров, декораторов, режиссеров.

Выход Театра Рабочей Молодежи на профессиональный уровень привел к тому, что, трам,.. и на спектакли стала ходить культурная публика! В довоенные годы продвинутый советский зритель начал требовать качества драматургии и совершенного актерского мастерства.

Молодой коллектив учился у прославленных мастодонтов МХАТа, лучших представителей реалистического советского искусства, замешанного на классике. Пришли Станицын, Хмелев, Баталов, Соколова.

К художественному руководству труппой приступил Судаков, а чуть позже в коллектив вошла группа актеров из театра-студии Симонова. Постепенно ушел в прошлое схематизм, свойственный спектаклям-агитациям.

На сцене стали давать настоящие произведения искусства. На подмостках блистали такие великие актеры советского периода, как Соловьев, Всеволодов, Серова, Рюмина, Щенникова, Марута. Именно в этом прославленном коллективе начал свою творческую биографию Николай Крючков.

Появление Театра им. Ленинского Комсомола было предопределено уже существованием сплоченной, слаженной команды. Труппа была способна осваивать произведения Толстого, Ибсена, Диккенса и других великих творцов.

Особо знаменательным для истории театра стал 1938 год. В феврале на здании появилась новая вывеска. Зрителю представили Московский театр имени Ленинского комсомола, а труппу возглавил Иван Берсенев, пришедший из распущенного МХАТа.

С ним в Ленком перешел целый ряд звезд. На сцене театра блистали Плятт, Бирман, Гиацинтова. В этот довоенный период очень быстро прошел отсев бездарностей. В труппе осталась настоящая команда талантов, которые приняли мхатовскую школу. Звездный состав талантов не ограничивался труппой и режиссерами.

Литературным отделом театра управлял Михаил Булгаков.

Музыкальную часть вел Исаак Дунаевский.

За танцевальные номера отвечала Наталия Глан.

Ирина Хольд, дочь Мейерхольда, обучала творческий состав биомеханике.

Сценография была в ведении Кибрика, Пименова, Кукрыниксов.

На сцене молодежного экспериментального театра ставили классику. В основном это была идеологическая русская и советская тема - пьесы А. Островского и М. Горького, спектакли по произведениям А. Пушкина. Это было не просто второе, а новое дыхание театра.

Особая роль Берсенева в развитии театра Ленком

При Берсеневе театр прочно и уверенно вошел в список лучших сценических коллективов страны. Своей твердой рукой организатора этот талантливый актер и художественный руководитель сплотил и повел за собой труппу.

Сам он не только руководил, но и блистал на сцене. Его помнят по ролям в «Норе» Ибсена, «Живом трупе» Толстого, «Сирано де Бержераке» Ростана. Одним из знаменательных спектаклей театра стал «Парень из нашего города» по произведению тогда еще не прославленного, мало кому известного Симонова. Берсенев выступил в качестве режиссера-постановщика этого прославленного впоследствии шедевра.

Спектакль вышел за 2 месяца до начала Великой Отечественной войны и стал, словно, ее предвидением. После этой пьесы Симонов принял на себя обязанности постоянного драматурга Ленкома. Следующей значимой постановкой по его пьесе стал спектакль «Так и будет», где блистала любимица публики Серова. Именно ей были посвящены легендарные строки «Жди меня, и я вернусь...».

Пьеса не сошла со сцены. Она постоянно возобновлялась при разных руководителях. Что удалось донести до зрителя Берсеневу и Симонову? Стремление любого поколения к счастью. Это выходило за рамки советского пафоса тех лет, незримо влекло и вдохновляло зрителя.

Берсенев с наслаждением работал не только с Симоновым, но также с Афиногеновым, Горбатовым, Лавреневым. Он рушил установки, которые диктовали, что Ибсен - плохо, Толстой - хорошо.

Театр им. Ленинского комсомола прославлял всех гениев современности ради будущего молодого комсомольского поколения. Ставили же на его подмостках и Толстого, и Ибсена, и Диккенса, и Ростана, воздействуя на умы, формируя такие понятия, как честность и верность долгу, нравственность и чистота.

В 1951 году, на пике своего расцвета, Берсенев ушел из жизни. Театр много потерял, но выжил, несмотря на настоящую чехарду руководителей. В этот период не было таких легендарных спектаклей, как ставили при Берсеневе...

Так продолжалось вплоть до 1963 года, когда художественным руководителем Ленкома назначили еще одну легенду - Эфроса.

Театр Ленком при Эфросе

В 1963 году Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос. Именно с его легкой руки театр вновь стал предлагать ценителям спектакли-легенды. Среди них - «104 страницы про любовь», «Мой бедный Марат», «Чайка», «Снимается кино», «Мольер» и другие. При Эфросе состоялся по-настоящему фантастический взлет театра, уже не равного среди прочих.

Анатолий Эфрос создал настоящую плеяду талантов. Буквально за 3 года, которые называют сегодня золотыми годами новой российской режиссуры, театральная Москва получила Гафта, Дурова, Дмитриева, Збруева, Державина, Ширвиндта, Яковлева и многих других. При Эфросе дали путевку в театральную жизнь многим талантливым и неповторимым артистам.

Отстранение Эфроса от руководства стало громом среди ясного неба. Он не вписался в политику партии и правительства. Более того, в нем усмотрели даже опасность для идейных основ соцреализма.

С уходом Эфроса театр на Малой Дмитровке начал стремительно терять поклонников! Надежда, которая появилась у труппы и театральной столицы с приходом Экимяна быстро канула в Лету. Попытки его выстроить новый Ленком не увенчались успехом.

Ленком при Захарове

Марк Захаров стал еще одной надеждой театра, и он выполнил свое предназначение. Это имя стало своего рода нарицательным для очередной театральной эпохи Ленкома. Это талантливый, смелый и уверенный руководитель, который изначально поставил цель вывести Ленком на новый виток развития.

С первых же дней своей деятельности в роли руководителя Захаров определил особый подход к режиссуре. Стали уделять внимание не только декорациям, костюмам, игре, но и поэтике, музыкальному ряду. Именно музыка оказалась тем звеном, которого не хватала. Они предопределила успех и помогла вновь рождать легенды.

При Марке Захарове появились в репертуаре спектакли, которые сегодня считаются визитными карточками Ленкома. Это «Тиль», «В списках не значился», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году взошла на сцене Ленкома легендарная звезда. Поставили рок-оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды, посвященных национальному герою Чили. Однажды все исполнители и постановщики проснулись знаменитыми!

В главной роли блистал Александр Абдулов, без которого театр уже был немыслим. С ним в паре работали Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Билеты на этот спектакль продавали, что называется, «из-под полы». Они уходили за бешеные деньги!

Рок-опера не утратила свои позиции. Она злободневна всегда. Бессмертные стихи Вознесенского и прекрасная музыка Рыбникова воссоединились с гениальным актерским составом. Успех первой рок-оперы требовал продолжения, и в 1981 году появилась очередная легенда - «Юнона и Авось»

Этот музыкальный спектакль перевернул весь театральный мир, срав настоящей революцией. В премьерной постановке блистали Абдулов, Караченцов, Смеян, Шанина. С «Юноной» Ленком гастролировал по Европе, выворачивал наизнанку Париж, Рим, Берлин, Афины. Состоялись ошеломляющие по своему успеху гастроли в Штатах, а Марк Захаров уже готовил основу для новых побед, искал свежие решения и экспериментировал. Каждый следующий спектакль собирал аншлаги.

Смена веков ознаменовалась появлением еще одной легенды - «Город миллионеров» с великолепной Инной Чуриковой и Арменом Джигарханяном. Спектакль, созданный вместе с Самгиным по пьесе Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», по-прежнему появляется в афишах театра. У Чуриковой сменился партнер: им стал не менее блистательный Геннадий Хазанов.

Вот уже более 4 десятилетий Марк Захаров успешно «продвигает» свой любимый Ленком, фактически объяв необъятное. Театр стабильно входит в список ведущих сцен страны и даже мира, неизменно привлекая ценителей. Театральная публика и знатоки театрального искусства не пропускают ни одной премьеры.

Сегодня в театре блистают Чурикова, Броневой, Збруев, Лазарев, Захарова, Степанченко и многие другие талантливые актеры, включая молодежь. Уже известны и ценимы зрителем Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие актеры. Преемственность поколений налицо.

Музыкальный ансамбль «Аракс» блистательно сопровождает постановки, а музыки в Ленкоме всегда много. Зрительный зал театра неизменно переполнен, а билеты, как и в прежние времена, бывает очень сложно не просто купить, а достать.

"Ленком" ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.